По следам народных мотивов в малых поэтических формах

По следам народных мотивов в малых поэтических формах
Елки палки лес густой
Ходит Ванька холостой!
Имя автора:
Пантерос?
Критический разбор:

Неслучайно в одном из предыдущих комментариев я писала, что критик явно поленился, делая разбор этого произведения. Поэзия от прозы отличается тем, что может запаковывать в себя сразу несколько смысловых пластов. Как будка Доктора Кто внутри больше, чем снаружи, так и простенькое на первый взгляд двустишие может показать нам целый мир, если мы осмелимся приоткрыть в него дверцу.

Присмотримся к разбираемому тексту пристальнее. Что же он из себя представляет? Это образчик современной поэзии, малая форма (двустишие), написанная в жанре примитивизма с явными фольклорными мотивами. Стихотворение повествует нам о жизни некоего Ивана, который ходит по дремучему лесу холостой.

Условно сюжет стихотворения можно разделить на две отдельные линии: тема природы и тема социальной неустроенности лирического героя. Хочу обратить ваше внимание, что разбиение это смысловое, но графически оно идёт идет чётко посередине текста. Таким образом, две смысловые линии визуально представляют из себя две параллельные прямые. Из школьного курса математики мы помним, что параллельные прямые на плоскости никогда не пересекаются. И поскольку текст в большинстве случаев существует именно на плоскости (книжный/тетрадный лист, экран компьютера/смартфона, стена или забор и т.д.), можно сделать вывод, что и сюжетные линии по задумке автора тоже не должны пересечься. Они как бы идут бок о бок, бесконечно длясь и бесконечно повторяя друг друга, тем самым давая нам дополнительные возможности для герменевтического анализа данного текста.

А теперь приглядимся к самому лирическому герою. Неслучайно он наречён исконно русским именем Иван. Это имя прочно вошло в фольклор и в каком-то смысле даже стало нарицательным. Его носят многие - не побоюсь этого слова - архитипические персонажи. Это и Иван-дурак, и Иван-царевич, и Иван - вдовий сын. Но поскольку автор акцентирует внимание на семейном положении героя ("Ванька холостой"), то нас интересует последний случай.

Итак, лирический герой потерял отца. Что же это даёт нам для раскрытия смысла произведения? Широко распространено мнение что дети, выросшие в неполных семьях, имеют меньше шансов на успешный брак в будущем. И, действительно, Иван ходит по густому лесу, оставаясь при этом холостым. Что это? Неумелая попытка найти свою любовь в непредназначенном для этого месте? Или, напротив, попытка бегства от социума в лес, и заодно от общественного давления, т.е. от навязываемой извне необходимости во что бы то ни стало обзавестись семьёй?

Обратимся также к наблюдателю, ведь именно от его лица ведётся повествование. Во-первых, мужчина это или женщина? Если это мужчина, зачем он наблюдает за Иваном в глухом непроходимом лесу? Какое зло он замыслил супротив нашего героя? Если это женщина, то кто эта женщина? Почему она забралась в дремучий лес, где вообще-то, женщине, не место? Ведь, согласно народной традиции, женская роль заключается в том, чтобы сидеть дома, вести хозяйство, ждать суженого?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним о первой сюжетной линии - линии природы. Действительно, если обратиться к фольклорному наследию, мы увидим, что мужское и женское в русских народных преданиях, поверьях, обрядах тесно переплетено с природным.

А какие же природные символы фигурируют в данном стихотворении? Их можно разделить на три группы: ёлки, палки и густой лес.

Палка - это традиционный символ мужчины. Аналогичные символы в той или иной форме присутствовали в разных культурах: лингам Шивы в Индии, нефритовый жезл в Китае, и прочее. Символика эта сохраняется и в наши дни (см. современное "кинуть палок").

Ёлка же, напротив - образ женщины. Это дерево, корнями уходящее вглубь веков, а верхушкой стремящееся к солнцу. Именно женщине в семье отводится непростая роль хранительницы традиций и проводника мудрости из темноты (из почвы, от корней, от предков) на свет (к молоденьким побегам, к потомкам). Значи, именно женщина является наблюдателем.

Лес - густой, дремучий, непроходимый, тёмный - символизирует таинство. Это обиталище нечисти и лесных духов, место, где творятся тёмные дела и происходит колдовство.

Итак, мужчина и женщина собрались в лесу, чтобы совершить колдовство, таинство. Таким образом, мы находим третью - любовную - линию.

К сожалению, автор оставляет финал открытым, позволяя читателю самому найти ответ на нерешённые в данном произведении вопросы. Увидит ли Иван женщину, наблюдающую за ним? Ответит ли на её чувства? Сложится ли таинство у наших героев? Встретит ли ёлка палку? Смотрите продолжение в следующих сериях...

+8
23:21
286
RSS

Пааантии! Сделай добавление картинки по ссылке сюда тоже плиз)

И добавь категорию контента наконец.

12:35
+5

Какую категорию удобнее? Картинки по ссылке, ммм… мож лучче не надо, так вирь можно цепануть да и если удалят там то и здесь пусто будет.

В публикациях же есть по ссылке. Неудобно сохранять, а потом заливать же.

14:25
+4

Ойц, я думал это только у админов есть такая возможность )))

Вот так и открываются тайны. laugh

Тока не убирай!!!)))

Про категорию — что-нибудь типа «Критика». Можно в «Разное» или даже в «Творчество» запилить.

14:24
+4

Категории добавил, если нужны конкретный — пиши )

Пасиба!!!

15:21
+4

Расти большой ))

23:40
+6

Браво!!! Это фантастика))) Я пацталом)))

07:04
+4

Многабукав…

И Ваньку жаааалко!)))

07:05
+4

А чойта класс не ставится?((

Нажми на кнопку и получишь результат)))

07:58
+4

Нифига…

Пааааан!!!

12:36
+4

Ну, кто-то же поставил! ))) посмотрю…

08:20
+4

Не ставится класс…

08:19
+5

Ааааааааа!!! Кактусичек! Ты мой герой навеки!!!))))

Бох с ними, с преждевременными мимическими морщинами>;))))

Это такой восторг, что словами не передать!)))) пойду на остановку орать матерные частишку в честь твою!)))

Пасиб!)))

А я ведь только половину введения прочитала. То ли ещё будет…

12:42
+7

Хмм, авторство народное, такшта мудрости здесь еще больше )))

По тексту:

1. Параллели — ух! Интересно, зачот!!!

2. Ель — женского рода, она и если говорить о елках, то можно рассмотреть и то что Ванька (а не Иван), ходит среди дам холостым. Но почему? Потому что дамы колючие, к ним не подступиться. Вот, вот она причина холостяцкой жизни. А ведь если бы были березки там, осинушки, то сюжет выглядел совсем иначе ))))

3. Густой лес символизирует не только таинство, но и богатство природы т.е. не одни лишь ели в лесу, поэтому Ванька смотри по сторонам…

4. К сожалению в разборе никак не затронута тема фауны, а сделан упор на флору. Из живых существ только один Ванька, почему?

5. И наконец, кто же в самом деле наблюдатель? Вряд ли ель, может это сам лес наблюдает за похождением Ваньки? )))

12:50
+5

Разумные замечания)

12:53
+6

!!!)) чувствую, разбор этого шедевра сделал день всех зоновцев!!))

Если затрагивать тему фауны, это уже на целую диссертацию потянет. Автор не ставил себе такой цели)) Что касается леса-наблюдателя и холостых ёлок, пожалуй, соглашусь. Но эту тему ты можешь поднять самостоятельно в следующем разборе или эссе)))

14:05
+5

Вот теперь прекрасно всё ставится.)

А то тык-мык, тык-мык...))

14:08
+6

В этих двух простых строках уже заложена вся последующая лирическая поэзия 《моя, в частности...》

И вот теперь буду думать, кто Ваню встретит первым: Ёлка или палка..)

И что из этого выйдет.)))

Это прекрасно.

Кактус, я хочу от тебя… разбора.)

15:20
+6

как это интимно прозвучало)))))))

Спасибо, Тим) Это одна из самых приятных вещей, что мне говорили))

16:41
+5

Ухохоталась до слёз!

Шикарнейший разбор, Кактусичек!!! Неистово аплодирую!!!

Спасибо))

01:09
+4

я ору под столом))))

Вот умеют же люди сделать полноценный анализ лирического текста! Именно такой высший пилотаж мы мечтаем увидеть у выпускников на олимпиаде по литературе, где интерпретация оправданна литературной традицией, но не лишена оригинальности.

Загрузка...