ЛикБез или не пора ли в первый класс?))

ЛикБез или не пора ли в первый класс?))

                                    

Дорогие мои други-зоновчане! Я тут подумал и решил, что на нашем сайте не хватает разных "технических", вспомогательных материалов, дающих возможность расширить и углубить наши с вами познания в том сложном искусстве, которое именуется по-простому Поэзия. Исходя из этого, я начинаю выкладку статьи "Категории рифм", являющейся своего рода наглядным пособием для всякого поэта. Статья из интернета, с сайта Rifma.ru, она очень большая, все элементы в ней в алфавитном порядке, потому буду выкладывать по частям. И начну с самой важной части, именуемой...

 

                                                                          ТЕРМИНОЛОГИЯ


АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛОВО –  название слов в рифме.
Первое слово в рифме - пассивное, второе – активное. Пассивное слово, идущее во временном отрезке первым, вносит в стих  момент  незавершённости, оставляя после себя  напряжение, связанное с ожиданием  гармоничной  развязки. Это напряжение снимает активное слово,  которое своим появлением  заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение законченности, гармонии и  родства, которое и называется рифмой. Таким образом,  вся  нагрузка в рифме лежит именно на втором слове, которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать (приблизительная рифма)  или  не оправдать вовсе (диссонанс, белый стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом. Оправданное ожидание  всегда усиливает эмоциональное воздействие стиха и заложено в самой природе поэзии.


АЛЬТЕРНАНС (франц. alternance – чередование) – термин классического стихосложения. Правило альтернанса:  попеременное чередование стихов с различным количеством стоп, мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями. Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в эпоху Ронсара (1565 г.). В русском стихосложении принцип альтернанса был установлен впервые М.В. Ломоносовым  в "Оде на взятие Хотина"  и  "Письме о правилах российского стихотворства" (1739г.), после чего неукоснительно соблюдался особенно в отношении твёрдых форм: сонетов, октав, секстин и пр.
 
Дадут покров тебе чужие
И скажут: "Ты для нас чужой!"
Ты спросишь: "Где ж мои родные?"
И не найдёшь семьи родной.
                             (А.С.  Пушкин)

АРИФМАТЫ (слова-сироты)  – слова, не имеющие как точных, так и приблизительных рифм (за исключением редких составных и предударных созвучий). В большинстве своём - многосложные слова или слова нестандартных морфологических конструкций. Примеры слов-арифматов: живопись, туловище, жаворонок, проволока, выхухоль, заморозки...
В большом словаре рифм такие слова подаются в конце и в алфавитном порядке.

АРИФМИЯ - нерегулярная рифма; сочетание рифмованных стихов (строф) с белыми в рамках одного поэтического произведения.

ВИДОВЫЕ ПАРЫ -  взаимозаменяемые гласные звуки  в рифме. Каждая  видовая пара состоит из твёрдой и мягкой гласной.     
1. А-Я     2. О-Ё     3. У-Ю    4. Э-Е   5. Ы-И
Любой ударный твёрдый гласный  звук рифмуется с его мягкой парой, и наоборот.
А-Я. ад - яд.     О-Ё. ров - рёв.    У-Ю. лук  - люк.  Э-Е. сэр – сер.  Ы-И.  быт-бит.
Согласные звуки объединены в родовые пары (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с)
и тройки (к-г-х, ц-ч-щ). Звонкая согласная в контексте рифмы всегда рифмуется с её глухой парой, и наоборот.
Кот - код, паж - ваш, шкив - миф, рыбак - очаг, поп - лоб, муз - ус, холод - молот…
В зависимости от расположения таких согласных в клаузулах рифмующихся слов, рифма может быть точной или приблизительной. Подробнее см. Лаборатория.
 
ВИД И РОД РИФМ – основные определители рифмы. Видом рифмы является  ударная гласная одной из 5 видовых пар. На род рифмы указывает последующая за ударной гласной согласная. Вместе вид и род образуют первичный рифмент слова или его рифменный корень. В русском языке 5 видов и 60 родов базовых рифм.

ГЛАСИЦА – абстрактная звуковая единица в рифме; любая безударная гласная в клаузуле слова.
Поле – доля, щука – звуки, нега - телегу, школой - голый, иней – синий, парами – старому, кубок – тюбик,
слышишь - пишешь, ужин - нужен, лужею - оружие..
      Гласица по характеру может быть мягкой или твёрдой:
                                           
Рифмы из слов с одинаковой гласицей  относятся к родным и объединяются в словаре. Такие рифмы ввиду звукового сходства входящих в них слов активно применяются в стихосложении. Лопата - злато – пенаты…  Поле – роли – мусолю – воля…  Аллея – скорее – орхидеи – лелею...
 
КЛАССИФИКАЦИИ РИФМ – разделение рифм по специфическим признакам.
Рифмы  в русском языке классифицируются:
   1. По происхождению.
   2. По объёму (количеству слогов).
   3. По звучанию и родственным отношениям.
   4. По ощущению.
   5. По положению в стихе.
   6. По положению в строфе.   
   7. По дополнительным признакам.

  Любая рифма может иметь свойства всех 7 классификаций. Пример разбора конкретной рифмы:
                     Розы - слёзы
  1. Базовая рифма, мультирифмент и род «ОЗ»,  2-ой уровень, мультирифма с твёрдой  гласицей.
  2. Двусложная (женская) рифма.
  3. Точная, родная рифма.
  4. Акустическая рифма.
  5.    ------
  6.    ------
  7. Однородная, открытая, абстрактная рифма.
 
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ЗВУЧАНИЮ И РОДСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ - классификация, дифференцирующая рифмующиеся слова по степени их звукового сходства в рамках устоявшейся и размытой классификации "точные и приблизительные рифмы". Совершенно очевидно, что таких общих понятий, как "точная рифма" и "приблизительная рифма", явно недостаточно для систематизации рифм и, тем более, для организации их в словаре рифм, так как степень "точности" или "приблизительности" различных рифмующихся слов также бывает различна. Классификация же рифм по родственным отношениям устанавливает совершенно ясные и чёткие границы внутри всех групп рифм, так как основой данной классификации является фонетическое происхождение каждой конкретной рифмы. В эту классификацию входят такие условные понятия, как: родные рифмы, двоюродные рифмы, приёмные рифмы, рифмы дальней степени родства и дружественные рифмы.

КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И РАСПОЛОЖЕНИЮ В СЛОВАРЕ - ключевая словарная классификация рифмующихся слов, основанная на их рифмотипах. В иерархии рифм (и, соответственно, в словаре рифм) рифморяды организованы по рифмотипам входящих в них слов и расположены в следующем порядке: окончательные рифмы - гласные рифмы и согласные рифмы; базовые рифмы - мультирифмы, переходные рифмы, связующие рифмы, обособленные рифмы, сложные рифмы и псевдорифмы. Таким образом, к данной классификации относятся 10 разновидностей рифмы (в скобках указаны соответствующие рифмотипы и примеры рифмосочетаний, обозначения: "О" гласный звук, "X" - согласный звук, в т. ч. звук "j"):
1) окончательные рифмы (общее название групп рифм, см. далее);
2) базовые рифмы (общее название групп рифм, см. далее);
3) гласные рифмы (О | боа-амплуа);
4) согласные рифмы (XО | весна-красна);
5) мультирифмы (ОX; ОXО | дом-ком; пена-сено);
6) переходные рифмы (ОxjО | призванья-пираньи);
7) связующие рифмы (ОXОX | город-ворот);
8) обособленные рифмы (ОXX ; ОXXО | кость-гроздь; ножны-сложно);
9-10) сложные рифмы и псевдорифмы (ОXОXО; ОXXОXО; ОXОXXО; ОXXОXXО; ОXОXXОX; ОXXОXXОX и другие второстепенные рифмотипы многосложных слов). Подробнее см. "Рифма: от простого к сложному".


КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение, концовка) – ритмическое окончание слова, начиная с ударной гласной.
Пуговица, комар, шутка, верить, можно, сильный…
Абсолютная клаузула – целое слово, начинающееся с ударной гласной (или со звука "йот", который не обозначается на письме в начале слова): иней, утка, ад, яма, осень, эхо, ум, обод, ива, яблоко, ересь, умничать, Азия, ярый, я, исповедь, угол, остров...
 
КОРЕНЬ РИФМЫ – рифмообразующая часть слова.  В базовых рифмах корень состоит из ударной гласной (вид рифмы) и последующей согласной (род рифмы): мода (ОД), верный (ЕР) , всюду (УД), талия (АЛ),  бриз (ИЗ)...
В окончательных-согласных рифмах -  из ударной гласной (вид рифмы) и предшествующей согласной (род рифмы): гора (РА), земле (ЛЕ),  хороши (ЖИ), посему (МУ), колесо (ЗО)... В окончательных-гласных рифмах первичным рифментом условно является сам ударный гласный звук: чутьё , портье, вничью,  змея, твои...
Корень рифмы есть у всех слов, и является отправной точкой в рифмообразовании.
 
ЛОЖНЫЙ РИФМЕНТ – рифмент, указывающий на род рифм, к которому слово не принадлежит.
Твоего (род «ВО»), конечно («ЕЖ»), стального («ОВ»), вернуться («УЦ»),  жёстче («ОЩ») и т.п.
 
МУЛЬТИРЯДЫ – наиболее многочисленные группы  базовых рифм, состоящие из слов одинаковых частей речи: мультиряды существительных, прилагательных, глаголов и деепричастий. Слова в мультрядах принадлежат исключительно к мультирифмам и исчисляются сотнями и даже тысячами. Так, самый большой мультиряд включает в себя более 5000 слов.
Мультиряды выполняют две важные функции:
  1. Разгружают основной словарь, отделяя огромные массивы однородных слов русского языка. В противном случае, основной словарь был  бы совершенно неудобочитаем  и огромные списки не позволяли бы видеть общую картину различных рифм.
  2. Вместе с системой ссылок позволяют словам (а их тысячи) не повторятся во многих их грамматических формах, что даёт возможность организовать все рифмы в одной книге. В противном случае, словарь составлял бы несколько массивных томов.
 
ОПОРНЫЙ ЗВУК - согласный звук, стоящий перед ударной гласной в рифмованных словах. Опорных звуков может быть и несколько. Рифма с такими звуками называется богатой: молодой – бородой, род – народ, сосна - весна…
Опорным может быть целый слог (глубокая рифма): полам – пополам, коза – стрекоза, мотив - локомотив…
 
ПЕРВИЧНЫЙ РИФМЕНТ  - корень рифмы в базовых рифмах. Состоит из ударной гласной (вид рифмы) и последующей согласной (род рифмы): мода (ОД), верный (ЕР) , рупор (УБ), талия (АЛ),  бриз (ИЗ)...
Первичный рифмент всегда присутствует в более сложных рифментах, например: робот (ОБ●Т), бирка (ИРК) ...
Первичный рифмент есть у  всех базовых рифм (кроме псевдорифм) и является отправной точкой в рифмообразовании.
 
ПОДРИФМЕНТ -  группа слов с общими признаками внутри одного рифмента в словаре рифм.
 
ПОЛИРИФМИЯ - способность слова рифмоваться несколькими способами (не путать с количеством рифмованных слов). Полирифмия базируется на словах связующего рифмотипа (охох, охохх). Приёмом полирифмии является выпадение одного из согласных звуков в связке двух согласных (двоякие рифмы) или замещение послеударного согласного в одном из слов (замещённые рифмы). Слова, рифмующиеся с основным словом  и не рифмующиеся между собой, – главный признак полирифмии.
Встреча – вечер. Вечер – ветер. Но: Встреча ≠ ветер.
    Ты был испуган нашей первой встречей,
    А я уже молилась о второй,
    И вот сегодня снова жаркий вечер, -
    Как низко солнце стало над горой…    И снова чёрный масленичный вечер.
Зловещий парк. Неспешный бег коня.
И полный счастья и веселья ветер,
С небесных круч слетевший на меня.
                                                                     (А. Ахматова)
Полирифмичными по своей природе являются все мультирифмы.
Сила – вылов. Сила – милый. Но: вылов  ≠  милый.
РЕДУКЦИЯ - ослабление звучания гласных звуков в безударном положении. Именно редукция лежит в основе понятия «гласица».

 

Основной раздел

опрос

Опрос:

Считаете ли Вы подобные статьи необходимостью или излишеством?

 Это необходимость!- 3 голоса (43%)
 Не, излишество...- 2 голоса (29%)
 Мне вообще по барабану, я писатель)- 2 голоса (29%)
+4
18:58
192
RSS
21:38
+2

Ну если тебе не влом выкладывать, то пусть будет, чо… пригодицца)

09:31
+1

Мне не в лом, особенно для своих, постараться…

22:41
+2

Капец, я сегодня начну умирать.

Завтра воскресну.

09:32
+1

Воскресай скоренько, Тигриш, и изучай, тут много интересного, поверь!

10:51

Ню, по таким стандартам у мну нет ничего, то бишь везде ошибки, в каждом случае стиходури, так что это, пойду тихонько… я в джунгли...)(((

10:58
+2

С чаго это? У тебя порой проскакивают такие фантастические рифмы, что некоторые даже не воспринимают их как рифмы, но лишь потому, что не всё знают о том, что такое рифма. А вот почитают статью внимательно — и как на-ачнут хвалить твои стихи! wink

14:38
+2

Прикалываешься???

Я и так как можно реже стараюсь на глаза всем попадаться, а ты вон что пишешь.

15:40
+1

Это ты просто по привычке своей тигриной прячешься, а не потому, что всё плохо. Уж кого-кого, а тебя здесь не притворно любят, это точно…

15:42
+2

Тебя даже ругают чаще всего за то, что ты ничего не выкладываешь, да ещё и удаляешь постоянно всё. За это тебя вообще надо пороть…

15:47
+2

Слушай, чего плохого я тебе сделала, кусала чтоле?

Нет, чтобы сказать, мол, люблю, ценю, нет же, пороть, ты становишься похожим на Юра, он всегда злой, тока он злой, потому как велосипеда не имеет как почтальон Печкин, а ты, клаву не имеешь, злишься...???

16:05
+1

Ну ладно, не обижайся, я же любя. В отличие от хитрого Юрьева, я не имею привычки любимые стихи себе копировать. А когда не нахожу их на своём месте, обижаюсь сильно-сильно. Вот так вот…

08:59
+3

Я считаю, что это необходимость. Беда в том, что не смотря на полезность материала читатель, даже автор, при прочтении забудет практически сразу, все что прочитал. Не говоря уже о начинающих и авторов-эмоционалистов (простите за вольную трактовку). Поэтому я бы предложил сделать нечто вроде миниигры с практическим применением. Практика, как известно лучше всего помогает усваивать материал.

Например: «Активное и пассивное слово» — задание: придумать четверостишие с применением этого термина (там кстати нет примера, и описание получается весьма пространным т.е. каждый может трактовать как угодно).

09:30
+3

Во-от, вот этим и надо кому-то заняться, пока я выкладываю остальные части. Сам я на всё не разорвусь, мне ещё в больнице надо лежать, лечиться…

09:55
+2

А, хорошо, выздоравливай ))

09:43
+1

Роб, я накидал сквозных ссылок по тексту. Теперь можно просто выставить ссылку с первого раздела куда-нить на видное место, чтобы ничего не терялось, работать будет, проверено!

wink

11:16

Ой, молодец, пришёл и сразу активность чувствуется...)))

09:38
+3

А всё помнить не обязательно. Главное помнить основные моменты и знать, где почитать, если понадобится)

09:54
+2

Да я вот прочитал три абзаца и уже забыл, то что было в первом ))

10:42
+2

Поэтому я сюда это и выкладываю, чтобы было под рукой, если что. Можно потом вообще переместить это в какой-нить спец.раздел для постоянного пользования… wink

Спойлер

13:42
+2

Знаешь, тогда лучше в клубе это размещать, а то лента блогов проносится быстро и можно утерять необходимую информацию. Подходящего сейчас нет, но можно создать )

Спойлер

14:32
+1

Да пусть пока у меня в блоге повисит, мне места не жалко, а ссылку можно куда-нить на видное место выкинуть. Ну, а если большинство решит, что это весчь нужная — создадим тему в клубе каком-нить и туда перенесём, ага?))

Спойлер

13:28
+2

Да просто написано вроде о поэзии, а как-будто учебник по сопромату читаешь.

А посоветуйте хороших книг по технике и т.д. именно поэтической

13:35
+2

А мне раньше советовали почитать Квятковского «поэтический словарь», вроде так...))), я, правда, не читала...)))

14:29
+1

Ну, я тоже как-то не сталкивался ни с какими учебными пособиями, разве только с отдельными статейками на поэтические темы. Ну и со всякими тех.прибамбасами, вроде генератора рифм, но пользоваться не пользовался, признаться, в голове свой генератор пока тянет)))

16:08
+1

Честно пишу… Все эти буквы, даже если я их прочту сто раз, не запомню! Прочла выше коммент Роба… Вот, на счёт экспериментального написания, согласно пунктам статье, да) Так, ничего мне даёт… К тому же, всё это мной прочитано сто лет назад)… Помогло?

16:56
+1

Да не запоминать надо, Кошкоглазая, а ПОНЯТЬ, вспомни школу, имело ли смысл заучивать теоремы? Если их не понимаешь — то пересказать строго по тексту легко, а применить на практике — фигушки…

19:26
+2

Солнце. ты моё ненаглядное! Думаешь я почему сто раз читала? Чтобы понять, чёрт возьми! Но понимала я больше алгебраические логарифмы, логические упражнения, формулы химии и карту географии мира… Но не охо или ОХО, понимаешь? Начну читать и вдумываться сейчас в это, вот убей — даже не начну читать))))) Знаешь почему? Потому что, жить хочу не по ВО ЕЖ, а по КА не ВО ЕЖ, не будет ОХО не в стишах, а в реале!

20:18
+2

«Солнце моё, взгляни, на меня»

20:21
+2

Песен ещё ненаписанных сколько, скажи?


20:34
+2

Ага, солнце моё, это оно, он.

19:09
+2

Да завязал я уже, завязал, лучше за вязание крючком возьмусь ))))))

19:27
+2

Хош научу)

Загрузка...