ЛикБез или не пора ли в первый класс?-2)))

ЛикБез или не пора ли в первый класс?-2)))

Терминология

 

                                                    КАТЕГОРИИ РИФМ (ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ)


АБСОЛЮТНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением предударного согласного (твёрдый в одном слове и мягкий в другом).
Слог – слёг, завяленный – заваленный, оброк- обрёк, мыло - мило,  блуза - блюза, томный – тёмный, забыть – забить, ложа - лёжа, метр – мэтр, грозы – грёзы, минёр - минор, потомки - потёмки, простыл - простил, томен - тёмен, слыть - слить, выселится - виселица, клон - клён..


Чернилами я не марал бы пальцы,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица на пяльцы,
Стихи писать не сел бы я никак.
                                 (А.С. Пушкин)    

Уважаемые товарищи потомки!
Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потёмки,
вы, возможно, спросите и обо мне.
                                   (В. Маяковский)


Вперёд одна в надежде томной
Не жди меня  средь ночи тёмной.
                                  (А.С. Пушкин)


АБСТРАКТНАЯ РИФМА – рифма, не привязанная к какому-либо конкретному стиху; рифмованные слова сами по себе.


АВТОРИФМА – случайная рифма; созвучие слов, непреднамеренно вставленное автором в текст или литературное произведение и не влияющее на его художественную ценность и восприятие. Авторифма присуща как разговорной речи, так и литературной прозе и поэзии. В стихах с привычной конечной рифмой авторифма может быть только в начале или внутри строки. В отличие от начальной и внутренней рифмы, сознательно вставленной автором в произведение, случайное созвучие рождается стихийно и не является приёмом. "Такая рифма может быть, а может и не быть" (Д. Самойлов). Авторифмы можно встретить как у древнегреческих поэтов, не знавших регулярной рифмы, так и в классической и современной европейской (в т.ч. и русской) поэзии и прозе. Наиболее часто такая рифма встречается в белых стихах. В примерах ниже «неумолимых – непостижимых» и «весна – нужна» - авторифмы, отсутствие которых не отразилось бы на восприятии стихов.


Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых как зима,
Неумолимых, недоступных,
Непостижимых для ума.
                             (А.С. Пушкин)


Недаром наши странники
Поругивали мокрую,
Холодную весну.
Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут - хоть волком вой!
                     (Н.А. Некрасов)


АВТОРСКАЯ РИФМА  - авторская находка; оригинальная составная рифма с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, является единственной в своём роде: исповедь - избы ведь,  большевиков - больше веков,    жизнь с кого - Дзержинского,  наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его,  лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы,  бьют об двери лбы - не поверил бы ...
 
Господа поэты, неужели не наскучили
пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам?
Если такие, как вы, творцы –
мне плевать на всякое искусство.
                                      (В. Маяковский)    

Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не версты, не мили, солнце - радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я, -
Не докинул никто их до звёзд никогда!
                                                        (В. Брюсов)

АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно – конечно, красавица – кудрявиться,  ящик - оснастчик,  рыться – злится,  существо – ничего, снова - младого...
К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мышь - рыж, слуг  – стук, сыр - пир, вот –  комод, поп - лоб, локти - когти, рад - ряд, нас – раз...
Также: Детский – немецкий, колоться – колодца,  страстный - красный, бросче - роща, множится - кожица...


  «Не спится, няня: здесь так душно!
    Открой окно да сядь ко мне». -
  «Что, Таня, что с тобой?» - «Мне скучно,
    Поговорим о старине»…
                                (А. Пушкин)    

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.
                  ( Й. Бродский)    

Как призрачно мое существованье!
А дальше что? А дальше - ничего...
Забудет тело имя и прозванье,-
Не существо, а только вещество.
                                   (С.Маршак)


Субъективные акустические рифмы  - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии.
Такие рифмы  могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми  для других.
Ступа – рупор,  ваши – фальши, они – раним, сласти – счастье, длинный - дивный...
Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные – к приблизительным.

АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных  звуков при полном или частичном  несовпадении согласных.
Ровно - поздно, ветер - лебедь, звезда - трава...  Людская молва, что морская волна.


     Я сегодня до зари встану,
     По широкому пройду полю.
     Что-то с памятью моей стало
     Всё, что было не со мной, помню.
                                 (Р. Рождественский)
 
БАЗОВАЯ РИФМА – основная и наиболее многочисленная группа рифм в русском языке. Все рифмы делятся на базовые и окончательные. К базовым относятся более 99 %  всех рифм, к окончательным  - менее 1%. Окончательные рифмы – рифмы с ударением на последнем звуке в слове (ружьё - моё, мечта – суета,  окно – темно, пою - твою…)  Окончательные рифмы не имеют послеударных звуков. Базовые рифмы – рифмы с послеударными звуками или слогами: мех – смех, поле – доля, трактор – реактор, бурный – бравурный, равнина – кручина, тише – услышу, радостный - сладостный… В стихах ниже присутствуют оба типа рифм: базовая "отечества - человечества" и окончательная "бою-пою". Подробне о базовых и окончательных рифмах см. Лаборатория.


И я, как весну человечества,
рождённую в трудах и бою,
пою моё отечество,
республику мою!
                       (В. Маяковский)


БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, наиболее часто употребляемая  в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть.  Тем не менее, по причине часто крайне малого рифмословарного запаса у таких слов и, в то же время, их незаменимой смысловой нагрузки, такие рифмы, несмотря на свою «заезженность» и банальность, обречены на извечное использование в русской поэзии.
Вновь – любовь – кровь. Ночь – дочь – прочь.  Тебя – любя. Трудный – чудный. Поздравляю – желаю. Радость - младость.
Вечер – встреча – свечи. Слёзы – морозы – грёзы - розы. Борьба – судьба. Век – человек. Чувство - искусство. Ночи – очи… и т п.
 
Старинный звук меня обрадовал и вновь
Пою мечты, природу и любовь.
                                      (А.С. Пушкин)


В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно: ночь.
                          (М.И. Цветаева)    

Не пой! Не пой мне! Пощади.
И так огонь горит в груди.
Она пришла как к рифме «вновь»
Неразлучимая любовь.
                           (С. Есенин)

Банальные рифмы с незапамятных времён широко обыгрывались в фольклоре. В русской поэзии появились на заре её развития - в 17 веке, и с тех пор неизменно присутствуют в стихах практически всех поэтов.


Дом благий пущает до себя всякаго человека
и исполняет благостыню до скончания века.
Вина всяким добродетелям - любовь,
не проливает бо ся от нея никогда кровь...
                            (Алексей Романчуков, 1638 год)


БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня,  доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.


Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда!
                          (Владимир Чуевский)


  Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости  - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на "ать"  (в словаре более 5500 слов): летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...;   рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.
Как ни парадоксально, но среди бедных рифм могут быть и богатые, если в словах созвучны предударные звуки или слоги:
дышать - мешать, хотеть - лететь, лесной - запасной, пение - сопение, рация - федерация, звание - призвание...


БОГАТАЯ РИФМА - рифмосочетание слов с совпадением опорных предударных звуков. Чем больше сходство, тем богаче и созвучней рифма.  Раб - араб, буду - позабуду, чары - янычары, дядья - бадья, ведь - медведь, клоп - циклоп, живая - призывая, мир - кумир, взор - позор, волен - доволен,  друг - вдруг, награда - винограда, порога - дорога, тятя - дитятя...


Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
                         (Ф.Тютчев)    

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
                                   (С. Есенин)


ВНУТРЕННЯЯ РИФМА  -  рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы.


«Я ждал, я звал, я верил в чудо…»
Мне голос был, он звал утешно,
Он говорил:  «Иди сюда»…
                           ( А. Ахматова)


ВОСЬМИСЛОЖНАЯ РИФМА  -  рифма, состоящая из слов с ударением на восьмом слоге от конца.
Второе название – супергипердактилическая рифма. В поэтической практике не применяется.
Выдрессировавшиеся - выгравировавшиеся...


ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на четвёртом или пятом слогах от конца. Второе название четырёхсложных и пятисложных рифм. Оприходованный – изуродованный, похрапывание – раскапывание, тиражирование – цитирование…


и опять кряхтят они:
любят ямбы редактора лающиеся.
А попробуй
в ямб
пойди и запихни
какое-нибудь слово,
например, «млекопитающееся»…
                            (В. Маяковский)    

Идёт Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает...
                                (А.С.  Пушкин)


Снег сетями расстилающимися
Вьет над днями забывающимися...
                         (Валерий Брюсов)

ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться… По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда (особенно для глаголов неопределённой формы, каких в русском языке - тысячи), такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь -лететь..
 
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
                             ( М.В.Ломоносов)    

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
                    (В.А Жуковский)


А вот парадокс: среди таких бедных могут быть и богатые рифмы, если в словах совпадают предударные звуки или слоги:
парить - говорить, пастись - запастись, вернуть - завернуть...


Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
                  (Сергей Михалков)
 
ГЛАСНАЯ РИФМА – вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В гласных рифмах последнему ударному гласному предшествует гласный звук или мягкий знак:
Даю - налью, твоя - я, бои - соловьи, портье- колье, ружьё - моё, боа - амплуа…
К гласным рифмам также относятся слова «фойе»  и «райя».
Гласные рифмы – самая малочисленная группа рифм в русском языке (всего около 1000 слов).

ГЛУБОКАЯ РИФМА – рифма из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги.
Вода - провода, полей - тополей,  бывать – забывать, пора - топора, попей - эпопей, мотив - локомотив, хожу - нахожу,  полам - пополам,  лаборатории - об оратории, этический - поэтический... В более широком понимании, глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большее звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.


Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!
                  (А.С. Пушкин)    

ГРАММАТИЧЕСКАЯ РИФМА – см. Параллельная рифма.

 

Продолжение раздела

+1
09:17
99
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...