ЛикБез или не пора ли в первый класс?-3))))

ЛикБез или не пора ли в первый класс?-3))))

К началу раздела

 

КАТЕГОРИИ РИФМ (ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ)

 

ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма  является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого – немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый) …

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
                                 (И.А. Крылов)

Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете.
                                (А.С. Пушкин)    
Наш медик в рот больным
                       без счету капли льет,
Однако от того ни капли пользы нет.
                                  (М.М. Херасков)    
Да здравствуют прогулки в полвторого,
проселочная лунная дорога,
седые и сухие от мороза
розы черные коровьего навоза!
                                   (А. Вознесенский)

ГРАФИЧЕСКИ-АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - совпадает и по написанию, и по звучанию. Основным свойством графически-акустических рифм является безукоризненное совпадение клаузул. К этому типу относятся исключительно точные рифмы:
лунный – струнный, света – карета, носим – бросим, море – горе, точный – порочный, знаем – раем..

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге. Операция – демонстрация, велено – побелено, валенки – маленький, видывать – завидовать, признание - венчания, болтающих - погибающих…
 
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
                                    (М.Ю. Лермонтов)    

Запад гаснет в дали бледно-розовой
Звёзды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще берёзовой,
И травою запахло душистою.
                           (А.К. Толстой)    

Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!
      (Н.А. Некрасов)

Термин "Дактилическая рифма" произошёл от трёхсложного стихотворного размера - дактиля (–∪∪), состоящего из одного ударного и последующих двух безударных слогов. Так, слова "пение", "родина", "вечером" в силу своей трёхсложности уже сами по себе являются одностопными дактилями.

Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в русских народных песнях и  былинах,  поэтому  вплоть до конца 18 века считалась неблагородной и не пригодной для лирики высокого стиля. Такому отношению к дактилической рифме способствовало и влияние  европейской поэзии, где дактилические рифмы были не в ходу. Первые примеры дактилических окончаний появлялись у русских поэтов в подражаниях народному эпосу и фольклору. В высокой лирике дактилическая рифма получила признание только в 19 веке - сначала благодаря творчеству Жуковского, а позже и других поэтов. Но особенно часто дактилической рифмой пользовался Н.А. Некрасов, прочно закрепивший трёхсложные клаузулы в русском стихосложении. Невероятно, но факт: в стихах А.С. Пушкина вообще нет дактилических рифм.

ДВОЙНАЯ РИФМА – рифма из двух слов в строфе. Самая распространённая рифма в стихосложении. В примере ниже - две двойных рифмы «знамя-пламя» и «меч - обжечь».

      Ты должен быть гордым, как знамя;
      Ты должен быть острым, как меч;
      Как Данту, подземное пламя
      Должно тебе щеки обжечь.
                                    (В. Брюсов)

Бывают также рифмы из трёх слов, четырёх, пяти и т.д. См. также тройная, четверная, пятерная, шестерная рифма.
 
ДВОЮРОДНАЯ РИФМА – рифма наиболее близкая по звучанию к родным. В таких рифмах клаузулы слов имеют незначительные расхождения  - противостояние глухих и звонких звуков одной родовой пары (омофонические рифмы), противостояние твёрдых и мягких звуков (твёрдо-мягкие рифмы). Так, слово "красный" имеет точные рифмы, как: громогласный, всечасный и пр. Это - точные родные рифмы (полное совпадение написания и звучания). Слово "красный" имеет и различные приблизительные рифмы: важный, главный, страстный, праздный, ранний, грязный и пр. Однако степень точности этих слов по отношению к слову "красный" различна. Двоюродные рифмы по определению наиболее близки по звучанию к родным и в словаре объединены: слова "грязный, страстный, праздный" находятся в одном ряду со словами "красный, громогласный..." .  Таким образом, невзирая на различия внутри клаузул, подобные слова являются родственными с точки зрения рифмы, и объединение их в словаре позволяет видеть полную картину  рифмующихся слов. Ещё примеры: "гроза - глаза" - родная рифма, а "гроза - роса" - двоюродная. Дополнительные примеры двоюродных рифм: проест - проезд, полный - стольный, горка - горько, видно - слитно, хожу - спешу, ложатся - терзаться, муз - бьюсь, плачь - палач, уста - узда ... Такие слова также подаются по соседству (в смежных рифморядах) в силу своих близких родственных связей.
 
Немало зрю в округе я доброт:
Реки твоей струи легки и чисты
Студен воздух, но здрав его весь род:
Осушены почти уж блата мшисты.
                           (В.К.Тредиаковский)    

Как растают морозные
Голубые снега,
Воды вешние, грозные
Принимает река.
         (Владимир Солоухин)

Мерзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Всё в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.
          (Андрей Вознесенский)    

Вытянись вся в длину,
Во весь рост
На полевом стану
В обществе звёзд.
      (Борис Пастернак)

Условно к двоюродным относятся усечённые/надстроечные и добавленные рифмы: коса - парусах, темно - одном...  Слова, образующие такие рифмы, имеют незначительные расхождения на концах их клаузул и могут быть расположены в различных рифморядах. Классификация по родственным отношениям.

ДВОЯКАЯ РИФМА – разновидность надстроечных(усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную  возможность  рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают  полностью).
1. Табор – рапорт. В данной рифме «т» может скрадываться.
2. Запад – рапорт. В данной рифме «р» выпадает.
Верес – ксерокс, скатерть - богоматерь, крест - реестр, мылить – милость, смелость – пелось…  Подробнее см. «Полирифмия».

Русской женщины тихая прелесть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелись
Чужеземная мода и ложь.
                                 (И. Уткин)

ДВУХСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название – женская рифма.
Новый – готово, горы - взоры, радость - младость, верю - потеря, здравый - славой, безоружный – нужно, тихо - лихо,
бьётся - несётся, весть я - поместье…

Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
               (М.Ю. Лермонтов)

ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – самая объёмная рифма в русском языке, в составе которой девять слогов начиная с ударного. Второе название – супергипердактилическая рифма. Выкристаллизовавшиеся - выбаллатировавшиеся. В поэзии не применяется.

ДИССОНАНСНАЯ РИФМА – условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам): парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка...    Гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский). Один из древнейших русских консонансов: семо и овамо.

Было: социализм - восторженное слово!
С флагом, с песней становились слева,
и сама на головы спускалась слава.
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга - горе дола.
Стало: коммунизм - обычнейшее дело.
                                             (В. Маяковский)

В блеске зимней ночи тающая,
Обрати ко мне твой лик.
Ты, снегами тихо веющая,
Подари мне лёгкий снег.
                            (А.А. Блок)    

Когда земное склонит лень,
Выходит стенью тени лань
С ветвей скользит, белея, лунь,
Волну сердито взроет линь.
                              (Н.Н. Асеев)
 
ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность двоюродных рифм; ударная гласная в пассивном слове является последней, а в активном слове к ней добавляется ещё согласный звук (чаще глухой), который скрадывается (приглушается)  при произношении.
Скажи - зажим,  трюмо – умом, строфа - факт, тополям – поля, мирка - сверкав, весна - снам, прочёл – горячо, капюшон – хорошо, пора- дарам , конце - концерт, бревно - ноль, прогул - врагу…
Добавленные рифмы представляют собой интересные сочетания слов, принадлежащих к противоположным рифмотипам:  базовые–закрытые и окончательные–открытые.
 
   Каждый прогул –
   Радость врагу.
                  (В. Маяковский)    

Тихие гитары,
         стыньте , дрожа:
синие гусары
         под снегом лежат!
                       (Н.Н. Асеев)    

Я земной шар чуть не весь обошёл, -
и жизнь хороша, и жить хорошо.
                            (В. Маяковский)

ДОСТАТОЧНАЯ РИФМА - см. Недостаточная рифма
 
ДРУЖЕСТВЕННАЯ РИФМА – второе название псевдорифмы; рифма, состоящая из слов с общими ударными гласными и характерными концовками,  но различными  послеударными согласными  или слогами. Слова в таких рифмах не состоят в родственных связях друг с другом,  но близки  по звучанию. Основная масса дружественных рифм –  трёхсложные и четырёхсложные. Разновидность ассонанса. Подробней см. Псевдорифма.
Преданность – уверенность, бабушка – дубравушка, девочка – времечко, творческий – воинский…

Мне легше, чем всем, -
я Маяковский.
Сижу и ем
Кусок конский.
            (В. Маяковский)


ЖЕНСКАЯ РИФМА – второе название двухсложных рифм; слова  с ударением на предпоследнем слоге.
Вера – мера, даже - будоражит, слово – стального,  делать – челядь,  сцены - одену, колдунья - полнолунье, пучиной – длинный, гений - дерзновенней, покои - алоэ, славой - кровавый…
 Термины "женская рифма" и "мужская рифма" перешли в европейское (в т.ч. и русское) стихосложение из средневековой французской  поэзии. В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е", тогда как слова мужского рода, соответственно, такого окончания не имели. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и третий стих объединены мужской рифмой, а второй и четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют только женские рифмы.
См. также мужская рифма

Он, поравнявшись, поглядел,  
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела.
                    (А.С. Пушкин)    

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...
                     (М.В. Лермонтов)

Практически до середины 18 века русская силлабическая поэзия была построена только на женских рифмах. Эта традиция возникла под влиянием польского стихосложения и не учитывала различия и особенности русского и польского языков. Конец засилью женских рифм был положен реформой Ломоносова-Тредиаковского, "постановивших" использовать в русских стихах женские и мужские рифмы попеременно. (См. также Альтернанс.) В европейской литературе исключительно женскими рифмами оперирует только польская и итальянская поэзия - в силу специфических просодических свойств своих языков (ударения слов на предпоследнем слоге).

ЗАВУАЛИРОВАННАЯ РИФМА – своеобразный вариант стыковой рифмы, при котором ударный слог (часто с опорным звуком) последнего слова в строке является первым словом следующей строки. При повторении этого слога дважды рифма становится явной. Этот тип экспериментальной рифмы более интересен для глаз, чем для ушей.

Рифма!
В чём же сила твоя и твоей красо-
ты
      укрощаешь незримыми нитями с-
тих
      и печален, он может взорваться то-
бой!
Снова разум и чувства оспорят твою право-
ту,
     что быть может надолго осядет в горячих сердц-
ах!
     Может ты знаешь тайну её, о Пегас?..

ЗАКРЫТАЯ РИФМА – рифма, заканчивающаяся на согласный звук.
Пух – слух, ночь – волочь, берег - Терек, обоз – мороз, модничать - угодничать, лист - экономист, рай – знай, топот – шёпот,
уснул – гул…
 
ЗАМЕЩЁННАЯ РИФМА – вариант псевдорифмы; рифма из похожих слов, но с различной послеударной согласной:
вечер – ветер, повесть – почесть, ножка – ночка…
 
ИНОРОДНАЯ РИФМА – слабое созвучие слов,  не оформленных между собой ни родственными, ни дружественными отношениями.  Инородные рифмы состоят  из слов с различным родом рифм и созвучных только по общей ударной гласной. Слон – слом, корь – моль, иду – зову, вода – луна… То же, что и ассонанс. Словарная классификация.

 

Продолжение раздела

+3
19:32
37
RSS
21:52
+3

вот вроде полезная инфа и все дела, но она ведь похоронится в недрах блога. подобное лучше выкладывать в клубе аля нач.школа зоны

00:24

Ничего, Мистра, лиха беда начало! Будет клуб — туда и поместим, а пока можно просто ссылку сделать на Главной, только это не ко мне...)))

20:23
+2

Инфа полезная, но я не успеваю читать, плин…

20:29
+2

Читать это одно… Вдумываться — жесть))))

20:33
+2

Аааа, это вапще отдельная тема для разговора.

20:40
+1

Со раз вдумывалась, и становилось мне скучно не по-детски… Материала-то полно по этой теме. «я умираль, когда читаль». Клянусь своим хвостом…

20:42
+1

Верю, не читай, если не лежит душа, делай то, что приносит удовольствие! Гладь хвост и улыбайся, я тя лю!!!

00:25

Да ты не торопись, Тигриш, скопируй себе и читай спокойно — инфа-то реально полезная! wink

Загрузка...