Исследование хронотопа в малой прозе С. Моэма ч.1

Исследование хронотопа в малой прозе С. Моэма ч.1

Хочу начать публиковать в  блоге отрывки из своей дипломной работы, возможно, кому-то будет интересно. Буду публиковать их последовательно, так что читать нужно с первого. Тема работы - Исследование временных и пространственных отношений в малых прозаических произведениях С. Моэма

 Поехали)

Цель нашего исследования состоит в определении специфики, роли и функций хронотопа в малых прозаических произведениях Сомерсета Моэма.

Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

- определить и обобщить научные представления о ключевых понятия категорий времени и пространства и дать определение сущности понятия «хронотоп»;

- исследовать модели времени, представленные в произведениях, и исследовать их специфику;

- охарактеризовать пространственные модели в произведениях, определить их роль и функции в художественном мире писателя;

Объект исследования - хронотопичное строение малых прозаических произведений Сомерсета Моэма.

Предмет исследования - художественное время и художественное пространство как основополагающие категории поэтики малых прозаических произведений Сомерсета Моэма.

 

Раздел I. ТЕОРИЯ пространства в литературоведении. Хронотоп и его функции в развитии сюжета

1.1. Понятие хронотопа: единство временно пространственного континуума в научных трудах М. Бахтина, И. Гальперина и других ученых.

Возможность постановки проблемы художественного времени и художественного пространства в произведениях литературы появилась благодаря развитию в ХХ веке математики и естественных наук. Успехи неевклидовой геометрии и теория относительности Альберта Эйнштейна сделали возможными представления о релятивности (относительности) пространства, о множественности пространств и их асимметричности. Эти идеи повлияли и на ученых-гуманитариев [4, c.78].

«Ни одно художественное произведение не существует в пространственно-временном вакууме. В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство »[10, c.209]. Литературное время-пространство называется хронотоп.

Хронотоп - понятие, введенное в гуманитарные науки, эстетику и поэтику М. Бахтиным, обозначающий взаимосвязь художественных пространственных и временных характеристик историко-культурных, а также жанрово-стилевых сообществ искусства или отдельного произведения [8, c.654-655] .

Понятие хронотопа Бахтин определяет как существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений. «В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных признаков в осмысленное и конкретное целое.

Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство - интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем »[1, c. 238]

Гальперин в своей работе «Текст как обьект лингвистического исследования», подчеркивает, что «... континуум как категорию текста можно в самых общих чертах представить себе как некую последовательность фактов, событий, разворачивающихся во времени и пространстве, причем развертывания этих событий протекает не одинаково в различных типах текстов »[3, c.91].

Также надо отметить, что хронотоп или континуум художественного произведения и реальность читателя не совпадают. Этот вопрос был решен Аристотелем в Древней Греции, когда он выдвинул правило трех единств, когда время и пространство постановления должен совпадать со временем и пространством зрителей (2).

Но, писатель при создании литературного произведения не может с точностью знать, где будет находиться читатель, и который будет там час. К тому же, для развития сюжета и удержания внимания и интереса читателя, писателю нужно менять место и время действия. Именно поэтому «Хронологическая последовательность событий в художественном тексте вступает в противоречие с реальным временем, которое, подчиняясь задумке автора, лишь создает иллюзию временных и пространственных отношений. Как образ в художественном произведении лишь подобие, типизация живого прототипа, так время и пространство представленные в нем только в своих типичных проявлениях »[3, c.83].

Более того, часто во время повествования писатели прибегают к ретроспективе, то есть взгляду в прошлое (6), чтобы раскрыть сущность персонажей, напомнить об уже описаных ситуациях, ознакомить читателя с деталями проблемы (7) и др. Или даже к перспективе, то есть взгляду в будущее (8).

Иногда писателю нужно показать сны или фантазии героев, и тогда время вообще теряет свой смысл (9). Следующим образом: «Континуум художественного текста основан обычно на нарушении реальной последовательности событий. Иными словами, континуум не обязательно обеспечивается линейностью изложения »[3, c. 92].

Так как образ в литературном искусстве имеет знаковую, символическую природу, художественное время и пространство создаваемого мира является не вполне конкретизированым, а более условным. Художественная литература, по сравнению с другими видами искусства, максимально свободно использует реальное время и пространство. Художественная литература связана, в первую очередь, со временем, а не с пространством, поэтому в литературном произведении может быть пространственная неопределенность [4, c.38].

Кроме того, в литературном произведении пространственно-временная картина всегда представлена ​​в символико-идеологическом аспекте. Даже древним моделям времени и пространства присуща ценностное сознание. Такие ориентиры мира, как верх - низ, замкнутый - открытый, правый - левый, большой - маленький, далекий - близкий, всегда имеют то или иное мировоззренческое и нравственное значение для самого писателя (например, правое и левое во многих мифологиях являются символами мужского и женского начал) [4, c.29].

Хронотоп может иметь линейную структуру, и меняться в зависимости от сюжета произведения.

В основу первой классификации хронотопа, созданной еще в 30-е годы ХХ века М. Бахтиным, за основу был взят жанр произведения. Заметив, что «жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом» [1, с. 235], ученый описал наиболее типологически устойчивые пространственно-временные модели, характеризующие жанр романа на разных этапах его развития: хронотоп греческого романа (авантюрный, авантюрно-бытовой, биографический и автобиографический), хронотоп рыцарского романа, раблезианский и идиллический хронотоп, а также выделил ряд сквозных хронотопичних образов.

Работа М. Бахтина стала основой для многочисленных исследований художественного хронотопа в произведениях ученых. Н. Шута создала типологию художественного времени и пространства для русского романа XVIII - XIX вв., Е. Завьялова - для канонических и неканонических лирических жанров, Е. Ковтун обнаружила общие закономерности создания вымышленных моделей реальности в фантастических романах, сказке, утопии, притчи и мифе [12 c.114].

В соответствии со значениями хронотопа в современном литературоведении выделяют следующие его формы [13 c.6-8]:

1) циклическое пространство, который подчеркивает идею вечной повторяемости и круговорота пространства и времени мира. В художественном произведении он представлен как «архетипическая ситуация, когда время-пространство уже данные человеку и мало в чем зависят от него». Циклический хронотоп геометрически соотносится с кругом, овалом, эллипсом. Его символами в художественном мире могут быть пространственно-временные картины жизненных, естественных циклов;

2) линейный хронотоп, выражающий идею историзма, поступательного движения от прошлого к настоящему и будущему;

3) хронотоп вечности, создает в художественном мире ситуацию покоя пространства и остановленного времени. Отличительная черта такого хронотопа в том, что в нем существует одновременно все и сразу, пространство предстает как «состояние, в котором одновременно потенциально возможные все просторы» [21, с. 121-122];

4) нелинейный хронотоп, раскрывающий идею многомерности мира.

Большое внимание исследователи уделяют таким понятием, как «ритм», «темпоральность». Интерес к ним обусловлен тем, что данные категории являются основными, неотъемлемыми параметрами время-пространства. Поэтому значение и роль хронотопа.

Пока всё! Текст - это перевод с украинского и английского языков, так что глюков быть не должно, но могут и быть))

 

опрос

Опрос:

Вам понравилось, продолжать?

 Да! Круто, меня вштырило!- 3 голоса (60%)
 Боже, какая фигня, скушно- Нет голосов (0%)
 Не знаю, не читал- Нет голосов (0%)
 Свой вариант ответа- 2 голоса (40%)
+4
12:27
109
RSS
13:10
+4

Интересная тема, сложная.)

Я — за.

Такие исследования нужны, если углубляют понимание. Не у всякого читателя хватит опыта и просто времени, чтобы взглянуть на что-то такое большое, как весь творческий путь кого-то одного, и сделать свои собственные выводы…



Но с малой прозой Моэма вообще не знаком. И сейчас не успею знакомиться, сессия вот-вот начнется.

23:24
+1

Сессия — это здорово! Удачи) Мне было интересно писать, но как читать — не знаю)

14:23
+4

У Моэма рассказов штук сто, может больше. Вот интересно, когда про хронотопы в его малой прозе пишут, то их хоть читают или чисто по приборам источникам?

14:38
+3

Ну по поводу меня ты, я надеюсь, не сомневаешься?

14:40
+3

я не сомневаюсь, я интересуюсь ))

14:41
+3

Я далее укажу, какие именно тексты изучались.

14:47
+4

а откуда тема вообще возникла, почему именно Моэм, да ещё малая проза, почему хронотоп?

14:57
+3

Моэм — английский писатель, что было важно, и я его очень люблю. Увидела в списке предложенных тем его фамилию и взяла)) А хронотоп — не очень сложная тема, но интересная) Ты любишь Моэма?

15:28
+4

Вряд ли))) Читал как и все луну и грош/театр, потому что книга с детства была дома. пришлось ещё читать painted veil — на инглише требовали чота прочитать, а книжка выглядела достаточно тоненькой . В упор не могу вспомнить чтобы возникло желание читать его малую прозу, разве что-то случайно попалось.

Но мужик он был разумный, его эссе о романах, об искусстве рассказа и вообще о жизни мне когда-то понравились.

15:34
+3

Когда-то читала… и даже с удовольствием…

Но перечитывать не тянет.)

Статью ближе к ночи прочту подробнее.)

23:25

Да, его читаешь с удовольствием))

18:10
+3

Я думаю в любом случае это очень полезная информация. Голосовать не стану так как не уверен смогу ли сам читать все, но если это не затруднительно, то всеми конечностями «За!» ))

23:26

Спасибо)

Воу! Мегакруто! Многабуков, поэтому отложу на сладкое и почитаю в спокойной обстановке. Тащи всё!)))

23:26
+1

Спасибо, Кактус) Тащить много, поэтому я по частям, постепенно)

21:05
+2

Пиши, будем читать!)

23:27
+1

Спасибо, Марго

Загрузка...