поделиться в соцсетях

 

О краесветнем

15 мая 2013 - Вспых
Так заманчиво мнить,
что за' морем
в горизонта небораздел
Упирается город,
свободный от бед
 и нищих. 
Но на деле там то же самое,
что в приевшемся пошлом “здесь”. 
Только издали нам мерещится,  
будто радостней там
и чище. 

Можно ныть,
что душа
измаяна,
проходные стихи
писать,
Надувать обижено щеки,
метать в неугодных камни. 
Но иного не светит рая нам,
 чем практичный эдемский сад
 Кропотливо взращённый
 собственными
 руками.

 

Похожие статьи:

ПрозаН е с т о й

ПоэзияДругая реальность

Рейтинг: +5 Голосов: 5 605 просмотров
Комментарии (51)
Фру # 16 мая 2013 в 00:27 +1
Я то надеялась, я то, как увидела новое творение Вспыха бросилась в пучину строчек, внюхивалась, вжёвывалась, вникала... Как же горько обманываться.... Сильно высокую планку поставили, Вы, сударь прошлым своим творением.
Плюсы: внутренняя рифма, чёткость, ясность, рифмы хорошие.
Минусы: безобразия с ритмом (безобразия с ритмом допустимы, если в этом есть гармония, а здесь просто безобразия), сухая образность(очень похоже на чахлое растение, которое забыли полить вовремя).
Самое лучшее: рифма "измаяна - рая нам".
Самое худшее: "взращённый" - ужасно корявое слово и сбой ритма в последних строках катренов.
В среднем, стихо хорошее... Но, Вспых.... *заплакав, уткнулась в клавиатуру* Ты... ты же не средний....
Фру # 16 мая 2013 в 00:30 0
От расстройства ошибок даже понаделала.
Вспых # 16 мая 2013 в 01:27 0
Изменил разбивку на строки. Попробуйте перечитать.
Фру # 16 мая 2013 в 01:37 0
Так Вы "взращёный" притулили к "щёки"? Плохая жертва. По мне так "Взрощенный кропотливо" лучше ложиться. Но да ладно. Читается действительно лучше. Раз это задумка автора, тогда да. Почитаю, попривыкаю.
Фру # 16 мая 2013 в 01:44 0
вот жеж опять переволновалась. взрощеный с одним н конечно.
Вспых # 16 мая 2013 в 01:54 0
Вы только не волнуйтесь. Но у меня именно взращенный. Даже взращённый, если совсем уж правильно. А "взрощеный" - такого кажется нет. Вы ударение ставили на первый слог по видимому?
Фру # 16 мая 2013 в 02:04 0
Нет, ударение я ставила правильно. Просто слово это не нравится мне. А слово "взрощеный" есть в русском языке. Я уже посмотрела.
Фру # 16 мая 2013 в 02:08 0
Но правильней конечно взращёный, как у Вас. Но очень не нравится мне это слово в стихотворении. Моё просторечное "взрОщеный" тоже не годится.
Вспых # 16 мая 2013 в 02:05 0
Поделитесь пруфом?
Фру # 16 мая 2013 в 02:09 0
Что такое пруф?
Вспых # 16 мая 2013 в 02:12 0
Подтверджение. Например ссылка на словарь.
Фру # 16 мая 2013 в 02:25 0
Вот жеж, смотрела же, во-первых, в стихотворении Асеева нашла, потом в словаре с пометкой просторечное нашла, а теперь не могу найти хучь плачь. Но да ладно. Можете считать меня безграмотной. Я уж стерплю. Но взращёный мне всё равно не нравится.
Вспых # 16 мая 2013 в 02:28 0
Не будем заотрять внимание не неважных деталях. Просторечное так просторечное. А чем вам взращённый не угодил?
Фру # 16 мая 2013 в 02:37 0
А Вы не слышите какое звучание старое как пыльный фолиант? Это слово выбивается из ряда других. В тестовике на ай кью есть такое задание : найти лишнее слово. Вот это слово оно чужеродно здесь. Оно из словаря Ломоносовской поэзии, но не этого стихотворения. Опять же, это моё личное мнение. Мой слух и чувства. Просто, мне кажется, что для подобных слов нужна соответствующая оправа, лексика, рифмы, стиль, звукопись, наконец. Да не слушайте Вы опозорившуюся бабку. Есть и есть.
Вспых # 16 мая 2013 в 02:53 0
Пожалуй я этого не ощущаю. Да, слово старое, но не это же не церковнославянский.

Вы очень взыскательный читатель, я навряд ли додумался бы обозвать это слово анахронизмом. Для меня это высокопарно, но моменту приличествует.

Надеюсь остальные тоже выскажут свое мнение по этому поводу. Не исключаю, что на их вкус слово тоже может отдавать нафталином.
Фру # 16 мая 2013 в 02:59 0
Да, Вы правы. Главное, чтобы автор видел, что он сделал так как захотел. Моя роль как критика указать на нюансы. Обычно это легко, потому что сейчас пишут в основном очень плохо. А с Вами приходится трудиться)
Вспых # 16 мая 2013 в 03:04 0
Если бы все было так просто. Задача хорошего автора - это преподнести нечто так, чтобы целевая аудитория восприняла его именно таким, каким хочется автору. Все остальное приравнивается к мазне по холсту с закрытыми глазами. Оригинально, но ценность сомнительная.

Так что в любом случае спасибо за труды smile
Фру # 16 мая 2013 в 03:05 0
Вы настоящий поэт, ибо стремитесь к идеалу)
0 # 16 мая 2013 в 01:28 0
ах! чудесная вещица. нравится всё - и техника, и содержание. мне как практику близка мысль о том, что всё в наших руках. концовка вкуснейшая.
Вспых # 16 мая 2013 в 01:30 0
Раз уж зашел разговор о ритме, то поделись впечатлениями, как с такой разбивкой на строки читается. Ритм угадывается?
0 # 16 мая 2013 в 01:32 +1
у меня всё прочиталось гладко. я даже не обратила внимания на ритм. читается легко очень, мысль внятная - порой лучше писать без обилия образов и выкрутасов. нигде не запнулась. вот как-то так.
Кошка Лаос # 16 мая 2013 в 05:20 0
а мне вот так читается...

Так заманчиво мнить, что за морем
в горизонта небораздел
Упирается город, свободный
от бед и нищих.

Но на деле там - тоже самое,
что в приевшемся пошлом “здесь”.
Только издали нам мерещится,
будто радостней там
и чище.

Можно ныть,
что душа измаяна,
проходные стихи писать,
Надувать обижено щеки,
метать в неугодных камни.

Но иного не светит рая нам,
чем практичный эдемский сад
Кропотливо взращённый собственными
руками.

по сути...
Так заманчиво мнить, что за морем
в горизонта небораздел
Упирается город - хорошее сильное начало, после которого ожидаешь какого-то чуда, глубокой и красивой мысли и сказки. или не сказки, но уж точно не банальностей.

Но на деле там - тоже самое,
что в приевшемся пошлом “здесь”.
Только издали нам мерещится,
будто радостней там
и чище. - хорошо там, где нас нет. банальная мысль, не украшенная ничем авторским, никакими находками, которые сделали бы этот фрагмент интереснее.

Можно ныть,
что душа измаяна,
проходные стихи писать,
Надувать обижено щеки,
метать в неугодных камни. - сказано лучше, чем в предыдущем абзаце, но все равно как-то скучно. особенно про надувать щеки как-то совсем по-детски. а про проходные стихи да, чем-то цепляет. и про камни неплохо. но в целом - тоска в плане образности, точности и находок в подаче.

Но иного не светит рая нам,
чем практичный эдемский сад - все время хочется вместо сад ад прочитать. как-то он тут более на своем месте при описанной атмосфере в городе.
Кропотливо взращённый собственными
руками. - концовка хорошая, но немного мне непонятная. сад, который надо построить еще в будущем или этот милый город, где все обижены и камнями кидаются уже есть практичный сад?

а в целом читабельно, да. но напильником пилить и пилить.
Вспых # 16 мая 2013 в 13:30 +2
Кошка, рекомендую в следующий раз рядом с заявлениями вроде "тут ещё пилить и пилить" указывать ещё и где.

Согласен с вашими замечаниями - просто, без особых изысков, раз-очаровывающе.

И все таки я доволен как самим текстом, так и конкретно вашей реакцией.
Ибо как по писаному. Можно сколько угодно дуться, ругать кого-то, писать стихи трудноопределимого качества (это уже скорее обо мне, нежели о взявшихся меня ругать joke ) но чудес от этого все равно не прибавится.

Возможно это покажется вам чем-то самооправдыващим, но пусть крамольные мысли вас не остановят. Задумайтесь, всегда ли нужна излишняя образность и
переставление всего на свете с ног на голову, если меседж (а он тут безусловно единственная и определяющая ценность) можно донести более лаконично и доходчиво?
Вспых # 16 мая 2013 в 13:31 0
З.Ы. Разбивка ваша хороша. Я подумаю, спасибо smile
Идущая по времени # 16 мая 2013 в 09:30 0
Напомнило ритмом "Маленьких великанов" love .
Перечитав конкурсных стихов - начала ценить не обвешанные красивостями и сложными метафорами.
Простые, с умным смыслом и стройным ритмом - это из таких.
0 # 16 мая 2013 в 21:11 0
Вспых, "взращенный" действительно не туды хата. Прочитав строку, тоже полезла в словарь, ибо как и выше отписавшиеся споткнулась об это слово. Результат - на первом месте филологические изыскания, само стихо отошло на второй план.
Со вторым вариантом твоей разбивки читается лучше.
Вспых # 16 мая 2013 в 21:50 0
А в чем, собственно, проблема с филологическими изысканиями?

Это нормально, когда возникшему спорному моменту уделяется повышенное внимание во время доработки. Иначе было бы очень сложно починить что угодно, в чем содержится больше двух деталей.

Вменяемых доводов в пользу того, что оно не на месте я не видел. Был вариант, что это анахронизм (хотя и их иногда есть смысл использовать), но вроде как это не он.

Мой внутренний критик молчит, для него все на своих местах. Это значит, что либо я в упор чего-то не вижу, либо что мы по-разному воспринимаем какие-то аспекты этого текста. Если вы действительно хотите принести пользу, то помогите мне понять почему я не вижу тут огрехов, а вы на этом слове спотыкаетесь.


Раз уж обозвались зоной критиков, так работайте, а не жалуйтесь, что слво плохое =)
Фру # 16 мая 2013 в 21:55 0
Был вариант, что это анахронизм
Я такого не говорила)
Вспых # 16 мая 2013 в 21:57 0
А Вы не слышите какое звучание старое как пыльный фолиант?

А что тогда имелось в виду?
Фру # 16 мая 2013 в 22:05 0
Милый Вспышек, я что имею ввиду, то и говорю) Что поделаешь, если я его так слышу? Само звучание этого слова. Для меня очень важна звукопись явная и тайная стиха.)
Фру # 16 мая 2013 в 22:06 0
Здесь я услышала диссонанс)
0 # 16 мая 2013 в 22:13 0
Вспых, четкого энциклопедичного ответа ты не получишь, ибо во всем виновато восприятие. Это как у Маяковского "волосы цвета пакли", мы воспринимаем немного иначе, чем "волосы цвета льна", хотя по сути, описывается один и тот же цвет. Тока восприятие разное. Когда читаешь твое "взращенный", первая мысль "шо-то с этим словом не так..." и начинаешь терзать гугл. А само стихо скромно стоит в сторонке.
Вспых # 16 мая 2013 в 22:23 0
Дива, с вашим замечанием все понятно. Я только не понимаю почему вы думаете, что это плохо. Ну что ж я поделаю, если оно не входит в чей-то активный словарный запас. Это одна из функций поэзии - выкапывать редко используемые, но от того не менее хорошие слова.

А вот фру Хансен тут какой-то нафталин унюхала, да ещё и звукопись приплетает. И при этом не может внятно объяснить что почему.
Вспых # 16 мая 2013 в 22:17 0
Эта слово действительно стоит обособлено, но в моём прочтении это приводит к правильной расстановке акцентов, так что последняя строчка распадается на четыре слова. При этом после "взращенный" следует сделать паузу чуть подлиннее, нежели между остальными.

А как вы его читаете, что оно вам нафталином отдает?
Фру # 16 мая 2013 в 22:19 0
Это внутренний слух)
0 # 16 мая 2013 в 22:19 0
и голос)))
Вспых # 16 мая 2013 в 22:24 0
Ладно, будем считать, что тема закрыта.

Вы меня не убедили.
Фру # 16 мая 2013 в 22:26 0
Вспышек, миленький, я лично не убеждала, просто высказывала как это воспринимается мной. Это Вы заставляли Вас убеждать) laugh
Вспых # 16 мая 2013 в 22:40 0
Я уже понял, что вы не собираетесь мне говорить каким местом в услышали диссонанс.

Фру, окажите мне пожалуйста небольшую услугу.
Если в следующий раз вы тоже что-то этакое унюхаете, о чем не сможете или не захотите понятно рассказать, то скажите прямо: "божестевенные силы завещали мне указать на этом место как на корень зла". Или просто скажите, что это иррационально и субъективно.

Хорошо?
Фру # 16 мая 2013 в 22:47 0
Чтож, я Вам объясню. Подберите рифмы к слову взращённый и Вы услышите как это слышу я, только подберите точные рифмы.Смыслы всех этих слов вплетается в звучание этого, подобно бэк вокалу. А пообещать то, что Вы попросили, я не могу, мне проще пообещать отказаться от комментирования Ваших стихов в дальнейшем, что будет очень непросто, так как я покорена Вашими стихами.
Вспых # 16 мая 2013 в 22:55 0
Это уже какой-то прогресс.

Значит дело в ассоциациях с этим словом - это уже горазно понятнее smile

Только не заставляйте меня пожалуйста гадать какие конкретно у вас были ассоциации.
Фру # 16 мая 2013 в 23:08 +1
Так заманчиво мнить,
что за' морем
в горизонта небораздел
Упирается город,
свободный от бед
и нищих.
Но на деле там то же самое,
что в приевшемся пошлом “здесь”.
Только издали нам мерещится,
будто радостней там
и чище.

Можно ныть,
что душа
измаяна,
проходные стихи
писать,
Надувать обижено щеки,
метать в неугодных камни.
Но иного не светит рая нам,
чем практичный эдемский сад
Кропотливо взращённый
собственными
руками.
Смотрите, вот, я нашла причину занозы в моей голове. Заставили меня докопаться. Если сопоставить ритмический рисунок стиха, то получается так:
Только издали нам мерещится
Кропотливо взращённый
На месте взращёный - - хочется услышать мерещится - --, что-то типа, возделанный. В других местах ритмический рисунок совпадает, а здесь нет.
Мой мозг это уловил, а я нет. Вот и металась объясняя себе и Вам "почему".
Фру # 16 мая 2013 в 23:27 0
Ритмические строки и совпадения подтверждённые рифмами:
Так заманчиво мнить
Можно ныть
что за' морем
что душа измаяна
в горизонта небораздел
проходные стихи писать
Упирается город, свободный от бед и нищих.
Надувать обижено щеки, метать в неугодных камни.
Но на деле там то же самое
Но иного не светит рая нам
что в приевшемся пошлом “здесь”
чем практичный эдемский сад
Только издали нам мерещится
Кропотливо взращённый
будто радостней там и чище
собственными руками.

Всё, теперь я покойна.
Вспых # 16 мая 2013 в 23:19 0
Фру, вы просто маг и волшебник smile

Значит дело вовсе не в слове а в том, что вы очень хорошо уловили ритм.

Этот момент мне известен - я уже выше писал об этом, кажется. Ритм там сломан специально, чтобы поставить акцент на этих словах.
Скорее всего (раз уж текст либо звучит странно либо с правильно расставленными акцентами), ситуацию спасет подходящая разбивка на строки.

Спасибо что все таки довели дело до конца.

smile
Фру # 16 мая 2013 в 23:39 0
Да, я глупая, но ещё и старая, поэтому мне это не понравилось, я ещё чувствую привкус советской идеологии в этом взращённом кропотливо собственными руками эдемском саду и лозунги Путинской пропаганды. Вроде, я согласна с идеей, но "взращённый" будоражит во мне воспоминания об атеистическом воспитании и "здесь будет город-сад!" "на Марсе яблони будут цвести!" Понимаю или хочу верить, что здесь говорится немного о другом, но это слово "взращённый" извращает моё понимание и сталкивает на "мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз". Возможно Вы молоды и не помните этого. А у меня всё нутро восстаёт против таких рукотворно взращённых садов, огороженных колючей проволокой)
Вспых # 17 мая 2013 в 00:01 0
Вот это пожалуй по-настоящему глубоко.

Действительно, не просто так я применил эту конструкцию - я её воспринимал практически как неделимую идиому. При этом без негативной окраски, т.к. оскомину на ней я не набил.

И нафталин ваш теперь понятен...

Получается, правильно воспримут мой текст только люди, для которых это слово не имеет пошлого душка. Ситуация патовая, пожалуй. Но менять я его пока не буду, возможно позже, из идеологических причин, дабы не быть причисленным к совковым псевдопоэтам.

Давайте я ещё одну штуку запощу с ломаным ритмом, там гарантированно нет отсылок к одной прекрасной эпохе.
0 # 16 мая 2013 в 21:27 0
Господа, что же вам всем это слово так не по вкусу? Если вы действительно ознакомились с лексическими словарями, то должны были заметить, что "взращенный" это слово высокой лексики, а не устаревшее.
Да, это не разговорная речь привычная слуху. Но это не значит что слово не на своем месте, так как по ритму и на слух оно вполне вливается в структуру. Кто споткнулся на прочтении - по видимому хотел чего то повседневного и ожидаемого.
А насчет смыслового послания, замечу, то оно было услышано и многие откликнулись на него в точности так, как автор описал это в тексте " ..можно ныть что душа измаяна.., ..бросать в неугодных камни... "
0 # 16 мая 2013 в 21:31 0
Терпсихора, мы действительно ознакомились со словарями и действительно заметили. А не заметили ли вы, что конкретно этому слову уделяется непростительно много внимания в соотношении к остальным? Гораздо больше, чем самому стишу. Я в этом смысле.
0 # 16 мая 2013 в 22:37 0
Так это нормально,зато все присутствующие для себя уяснили наконец что сие слово значит, полезли в гугл, просветились и тд:)
0 # 16 мая 2013 в 22:45 +1
Я вот сейчас специально поднялась вверх странички и перечитала снова стихо. Но, несмотря на то, шо являюсь уже в каком-то смысле образованной, все равно, сие слово продрало мозг аки наждак.
""
Вспых # 16 мая 2013 в 22:48 0
Образование не даёт образованности, как говорится smile

То, что это слово резануло некоторым слух мы уже выяснили.

А вот почему?

Коментарии публикаций:

Глаза Кошки сегодня в 03:51
живые
Тигрица. вчера в 22:07
живые
Глаза Кошки вчера в 21:22
живые
Глаза Кошки вчера в 21:14
живые
Карлсончик вчера в 21:04
живые
Та Ши Ко вчера в 21:03
живые
Глаза Кошки вчера в 20:36
живые
Глаза Кошки вчера в 20:11
живые
Та Ши Ко вчера в 19:57
живые
Глаза Кошки вчера в 19:50
живые
Та Ши Ко вчера в 19:43
живые

Разделы статей

^ Наверх