На сцене с...

На сцене с...
эксклюзивность::
Только для Зоны и нигде больше
уровень критики:
Воздух (критика не нужна)
Пояснение:
Извините, выкладываю статью раньше срока. Просто боюсь тянуть до воскресенья, так как могу опоздать выложить этот пост в связи с работой. ;-)

Здравствуйте, дорогие зоновцы! Когда-то я хотела написать кандидатскую диссертацию по филологии на тему «Имена людей». Диссертацию так и не написала, а мысли остались.)

 Вначале небольшая предыстория. Как-то летом, когда мне было 7-8 лет, мы с мамой отдыхали на турбазе. Там отдыхали ещё две женщины, и каждая с дочкой. Так получилось, что три наши мамы стали общаться, и мы с девчонками втроём тоже. Однажды одна из девчонок, Оксана, научила нас песне «Бабка Любка и дедка». Когда она дошла до слов: «На кого покинешь, милый мой дедочек?.. На деверя, бабка, на деверя, Любка… Деверь будет драться, милый мой дедочек!..» и т.д., я спросила: «А что значит «деверь»?» Оксана ответила: «Не знаю. Наверное, «медведь».

 Так вот, дорогие мои, «деверь» означает вовсе не «медведь». Деверь – это брат мужа. Для каждого родственника в русском языке есть своё название, многие из которых уже устарели. Вот их список, думаю, вам любопытно будет его прочитать. Бьюсь об заклад, если вы не специалист в этой области, вряд ли вы даже слышали их все. Итак:

 Кто кому и кем приходится?

Родители супругов:

Свёкор  — отец мужа.

Свекровь — мать мужа.

Тесть — отец жены.

Тёща — мать жены.

Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.

Сватья (сваха) — мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Также «сватья баба», «сваха» — женщина, занимающаяся сватаньем, устройством браков.

 Братья и сёстры супругов:

Деверь — брат мужа.

Золовка — сестра мужа.

Шурин — брат жены.

Шурич — (устар.) сын шурина.

Свояченица — сестра жены.

Свояк или зять - брату жены или сестре жены.

  Супруг(а) близкого родственника:

 Зять — муж сестры, дочери, золовки. Другими словами, зять — мужчина по отношению к семье жены: к её родителям (тестю и тёще), её сестре (свояченице), её брату (шурину) и жене последнего.

Вдомник (влазень, призяченный, вабий) — зять, принятый тестем либо тёщей в дом, на одно хозяйство.

Невестка — жена сына, брата, шурина. Другими словами, невестка — женщина по отношению к семье мужа: к его родителям (свёкру и свекрови), его брату (деверю), его сестре (золовке) и мужу последней. Сноха для отца и матери мужа является также невесткой для всей его семьи.

Сноха (сыноха) — жена сына по отношению к его отцу (свёкру) и матери (свекрови).

Ятровь (ятровка, братова, сношенница) — жена брата мужа (жена деверя).

Свояк — муж свояченицы. Другими словами, свояки — мужчины, чьи жёны являются сёстрами.

Братаниха — жена двоюродного брата.

 Как видите, родственников у наших предков было много. Но возникает вопрос: к чему все эти свояки и братанихи? Почему нельзя своих родственников было называть просто по именам, а то в этих золовках и ятровках запутаться можно.)

 Оказывается, всё это не случайно. Славяне верили, что, произнося имя человека, ты либо призываешь его помощь, либо выбиваешь из него силу. А зачем же лишний раз выбивать силу из своего родственника? Ведь от этого слабеет весь твой род. Членов своего рода называли иносказательно. До сих пор подавляющее большинство мужчин и женщин предпочитают, чтобы их дети называли их папа-мама, а не по именам. Кстати, слова «отец», «мать», «брат», «сестра» и пр. являются одними из самых первых возникших в языке.

Думаю, та же причина объясняет и возникновение личных местоимений в языке. Как ни странно, в языке красных индейцев – коренных жителей Америки, насколько я знаю, такой части речи не было. Говоря о себе, например, индеец сказал бы не: «Я пошёл на охоту», а «Орлиный Глаз пошёл на охоту». Но почти во всех современных языках личные местоимения существуют. На заре времён имя собственное имело сакральное значение очень у многих племён. Лишний раз его старались не произносить.

Этим же объясняется и тот факт, что во многих культурах детям давали двойные имена. В западных странах и сегодня детям зачастую дают двойные имена, но это уже не имеет сакрального значения. А вот после крещения Руси, когда у людей, по сути, было две религии, у новорожденных было и языческое, и христианское имя. Яркий пример этому – герой многих русских сказок Иван-Дурак. Иван-Дурак – не что иное, как двойное имя: Иван – христианское, Дурак – языческое. Дурак, Волк, Оладья – всё это были исконные славянские имена, сейчас существующие в языке как имена нарицательные. Но и до крещения Руси у людей обычно было два имени: одно для всех, другое, сакральное, знали только самые близкие. До сих пор, когда ребёнка крестят в православной церкви не под тем именем, которое указано в свидетельстве о рождении и является официальным, это имя обычно держат в тайне от всех кроме самых близких родственников. Ведь считается, что, зная христианское имя человека, его легче сглазить или навести на него порчу.

 Тех, кого заинтересовала эта тема и кто хочет высказаться по ней, жду в комментариях.))

 

+9
12:40
476
RSS
Комментарий удален
14:09
+3

а почему кстати деверь — медведь`?
Наверное, потому что созвучно.) Я вот, например, в детстве считала, что «Фёкла» значит «свёкла».) Потому что слова похожие. )))

Комментарий удален
Комментарий удален
13:14
+4

Натт, ты Сат-Ока читал? Наверняка же да! Хочу снова пожать тебе руку. Меня очень всегда увлекал мир североамериканских индейцев. Мифология, обычаи, внешняя и внутренняя красота. Я болею за них всем сердцем. Они — истинные властелины Америки.



Эльзочка, тема и впрямь классная и волнующая. Я позже отпишусь, ибо хочу выделить время на нормальное вдумчивое прочтение

Комментарий удален
13:51
+4

Я так и чувствовал)) Это была первая книга по теме, попавшая мне в руки. Так у меня из книг остались только типа энциклопедии по быту и мифологии, остальное уже — Сеть. Кста, Индейцы без Томагавков не читал, спасибо за наводку!

Я серьёзно планировал в 9 лет побег в АМерику, чтобы помогать индейцам бороться с бледнолицыми.
Я тебе такой Респект выражаю, что словами не сказать. Наше мировоззрение тут полностью совпадаетЮ я тоже рад неимоверно!!!

Я не курю больше, но калюмет с тобой разделю так точно!!!

Комментарий удален
14:53
+4

Натт!!! Джим такой — наполовину кельтская наполовину индейская душа!!! Я ОБОЖАЮ Дорз и часто пою их… Даж записал Riders on the Storm…

Я когда летом в Германии на рок-фесте был, там чуть ли не половина были латинос, и люди это открытые, смелые, гордые и добрые. Все как я люблю. Индейцы типи ставили, а не палатки, как мы. Я с соседом раз целый день в первом ряду махал огроменным флагом Венесуэлы. Ваще страна мечты — Гватемала. Самая красивая, по-моему. Много стихов по ней писал (позже кину, ибо убегаю на автовокзал встречать маман) Да что там! Я б весь НС изъездил

Так что про индейцев что фикшн, что документалистику — все съем

День — мистика, но я привык

И ты сделал мое утро!

Комментарий удален
08:03
+2

Да, такие совпадения в жизни обічніх людей редки! Но у меня мистика всегда под рукой, так сказать)

Райдерз — вот они, родные:

Riders on the Storm

Комментарий удален
10:05
+2

остальное хуже

Спасибо, я рад! «Теплый ламповый» — приятно)

Дааа, такой рассказ! Только в конце герой вырастает и цинично рассуждает об охоте на бизонов.

13:58
+4

как горшок не назови, а он всё в лес смотрит)))

13:17
+4

Все эти определения мне знакомы и понятны. Как говорится, употребляю их в жизни.

Славяне верили, что, произнося имя человека, ты либо призываешь его помощь, либо выбиваешь из него силу.


А, вот, такого нюанса не знала! Оказывается, вот — почему!

Ха, у меня ник языческий полностью))))

Хорошая статейка, сцена удалась! Супер! Узнала интересные факты! Молодчина, Эльза!

13:56
+4

Спасибо вам всем! Рада, что заинтересовала.)

Комментарий удален
14:02
+3

Что такое Золотая ветвь?

Комментарий удален
14:11
+3

Спасибо огромное… Я её достану!

14:20
+4

Прикольно, пару имён не знала, остальное знаю.

Комментарий удален
15:40
+5

Очень приятно! Будем знакомы! wink

Когда меня бывшая свекровь называла снохой, я аж вздрагивала. Чудилось мне в этом слове глубокое неприличие! Стесняюсь спросить, я одна думала, от какого слова «сноха» образовалось?

19:29
+3

Видимо, свекровям неприятно, что кто-то смеет «сношаться» с их сыновьями, и в отместку они придумали это обидное слово. )))

Да вот даже на фонетическом уровне, смотрите, как мягко, нежно звучит: тёща, зять… И в противовес: свекровь, сноха!

08:04
+3

Мне «теща» как тарелка со щами звучит

Про сноху и сношаться — эт вы в точку, уважаемые))))))))

Комментарий удален
20:04
+2

Спасибо, Эль, это крутая песня!) А кто поёт? И откуда эта песня? Она написана на основании какого-то художественного произведения или фильма, да?

Комментарий удален
17:17
+2

Теперь возникает вопрос, почему они более опасные, если у них нет имени, они Безымянные? Где логика?

Комментарий удален
18:01
+2

Спасибо, Эль! Теперь логика встала на своё место!)

19:52
+1

Спасибо большое, Эль.) Я тоже люблю слушать Круглова-Сарумана и Хелавису. Обязательно посмотрю это «Последнее испытание».))

08:11
+2

Интересная тема, мне понравилось! Отличное выступление

Странно, почему дальше, чем через один названия не придумывают, например как называть мужа золовки? Сестру свекра и свекрови? Или почему нет названия для друзей «подруга жены» или «друг мужа», но ведь можно же их как-то обозвать?

19:56
+2

Ну всем же названия не придумаешь, Панти! Так можно придумывать до бесконечности! А описательно можно назвать кого угодно. Например, у нас есть безработный шестидесятилетний сосед. У него была 77-летняя любовница (уже умерла). Кто-то из соседей спросил: «Где он берёт одежду?» Кто-то ответил: «Ему даёт одежду любовник сестры любовницы». Вот любовника сестры любовницы одним словом как прикажешь обозвать?! wink

08:25
+2

Друг мужа — друмужец, подруга мужа — друмужка ))) друг жены — дружонец, подруга — дружонка )))

19:55
+1

Если бы у меня был муж, я бы хотела, чтобы у него было поменьше друмужек )))

17:19
+2

Вот любовника сестры любовницы одним словом как прикажешь обозвать?!


Милосердный бог Третивещец! А как ещё-то?

19:59
+2

Милосердный бог Третивещец!

20:24
+5

Прикольно. Кстати, о дураках интересно. Изначально это слово обозначало отнюдь не глупого человека.

Вот нашла:

Дурак (Дура – это другое мировосприятие)

Раньше не говорили «дурак», а было слово «дура», т.е. и мужчин называли дурой: «Ну, ты батенька, и дура», «Большая фигура, да дура». И у этого слова было совершенно другое значение, негатив ему придали впоследствии христиане, также как поменяли образы слов: Урод и Юрод, т.е. первородному ребёнку (урод) придали негативное значение.



Ду-Ра – означает «два и более образа», т.е. человек понимает больше чем остальные, у него другое мировосприятие, понимание, т.е. он понимает в нескольких формах, но это не соответствует тому, что все вокруг воспринимают. Т.е. то, что для него очевидно, для многих это из ряда вон выходящее. ДУРА (дурак) – это нормальный человек, но с совершенно другим, как бы сейчас сказали, менталитетом, мировоззрением, мировосприятием, который отличается от человека данной среды. Допустим, в сказках, кому благословила природа, кто общался со зверьём, стихиями, легко проходил испытания, которые другим были не по силам? Емеля-дурак, Иван-дурак. Или до сих пор, когда один другому объясняет что-то, а тот понять не может, и говорит: «ты что, дурак?», т.е. у них разные образы восприятия действительности, образы к каким-то вещам, явлениям.

Источник: derzhavarus.ru/dura-drugoe-mirovospriyatie.html

20:51
+3

Да, Сон, спасибо за инфу, я тоже об этом читала. Умный (обычный) человек продумает, к чему приведёт его действие, а потом это действие совершит. А дурак что-нибудь сделает, посмотрит, что из этого получилось, и думает, что можно с этим делать дальше. Дурак больше полагается на волю случая, что ли.

21:06
+4

Я бы сказала, на интуицию… вспоминая сказки — некоторые поступки дураков были спонтанными, именно интуитивными, как будто человек обладает потоковостью, решения не от мозгов, а от ощущений, которые всегда ближе к реальности, чем мысли.

08:26
+3

Интересно копаться в языке ))) Наверное лет через 100, люди будут думать, а что такое «прикол» )))

19:56
+2

Кста, «прикол» — это из жаргона наркоманов.) Вы знали?)

08:49
+2

Я не знал )

09:38
+1

Да, то есть, «прикольный пацан» — это (изначально) тот, который сидит на игле. «Я прикололся» — всё равно, что «я ширнулся» и т.д.

17:20
+3

Вот, да!!!

07:56
+3

Отличная тема! Насчет Дурака и т.п. еще слышал, что славяне специально называли детей вот так по-дурацки, дабы отвадить злых духов. Отсюда и фамилия Некрасов, например. Волк — нормально! Отличное имя! У евреев тоже есть такое (Зеев).

У меня тоже еврейское имя есть, но т.к. не живу в Израиле, в Каире евреев тоже больше нет, то и пользоваться им негде.

Сам я не люблю называть людей по именам. Мы с женой вообще ни разу в жизни по именам друг друга не назвали. То же относится ко всем моим друзьям. По кличкам, прозвищам — это всегда пожалуйста. Все друзья у меня — «братаны». У нас в Каире еще принято такое приветствие: «Эй, принц!» Не зазорно сказать «дорогой». Если по-английски — то к любому чуваку традиционные man, bro.

Спойлер

19:58
+3

Спойлер

11:18
+5

Енот, значит, завтра кропает нам «на сцене с», а в след.воскресенье я… эх, чувствую, как разгуляюсь по зонушке-матушке...)))

14:11
+4

У Винсика есть готовая сцена) Он и так отложил её… Пусть он нам её покажет) А то по-русски он давно ничего не писал нам))))

14:12
+4

Тигрик, в это воскресенье Винс выступает, в следующее твой выход ) Енот пока заявку не подавал, только харахорился )))

14:13
+4

О, провторило)))))

14:14
+4

Чо обзываешься? Повторилом обозвали ))))))

14:17
+4



Спойлер

14:20
+4
Комментарий удален
15:10
+5

Винс???

Ясно, я после Енота тогда

Комментарий удален
19:09
+4

Тогда чего, в следующие выходные Енот выступает или ты? Имя сестла!!!

Комментарий удален
08:29
+3

Заметано, следующие выходные твои!

Комментарий удален
18:32
+2

аууу! Енотик!!! Слеееедующиееее выходныыыеееее твоиииии!!!

19:09
+2

Енот, ты пишешь обзор в воскресенье, а потом я, ток, Панти, знаешь, у меня 2 части, как быть, в один обзор не влезет всё?

08:36

Совсем-совсем большие части? Может в два захода вроде суббота-воскресенье?

19:22
+3

Панти, Енот нас убьёт… блин, мы с тобой чипсами не откупимся...)))

08:36
+1

Не, не убъет, хотя понадкусывать может )))

Комментарий удален
08:46
+1

ОМГ «Выставить свою писюльку на сцену»!!! Енот Жжжешь!!! )))))

Комментарий удален
Комментарий удален
00:44
+5

Йоу, я тут, и сцена будет завтра!

19:09
+4

Охх, любвеобильный ты Енотик, как я погляжу! ))) Деффчонки берегись!!!

19:11
+4

Да пусть любит деффчонок, чо ты))) Нам нравится))) Кому, как не Еноту, любить по-енотовски)))

Ех!

19:12
+4

И то дело, главное что бы на мальчуганов не заглядывался

Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
23:57
+5

Енот-бабник звучит жизнеутверждающе

...)))

00:45
+5

баобабник он

01:31
+5

Возможно, любит баобабы и чипсы.

Комментарий удален
08:30
+4

Есть еще третий вариант, самый эффективный, но я о нем не расскажу )))

13:39
+5

Ааааа, ынтриган Панти. Любишь интриги и пиво???

18:31
+4

Пиво не очень

19:19
+5

Тогда коньяк?

Самогон?

19:27
+5

Тигруль, он любит женщин)))

19:33
+4

Хто, Панти?

Ты путаешь, Енот любит женщин...)))

Или ты о том, что меня он не убьёт?

08:37
+2

Да ну шо ты… фу-фу-фу… перебродившие фрукты, только в виде специй )))