Вещь

Вещь
эксклюзивность::
Уже размещалось ранее на других сайтах
уровень критики:
Воздух (критика не нужна)

 

В его глазах плещется море.

Он меня, кажется, любит.

Как жаль,

Что я не могу ответить...

 

            Ее подарил мне в один из дней Рождения случайный гость, знакомый знакомых. Захваченная праздничной суетой, я быстро разорвала цветную упаковку, прощебетала что-то вроде: «Ах, какая прелесть...» - и упорхнула искать вазу для цветов.

            Только на следующий день, ближе к полудню, разбирая подарки, вспоминая, кто их преподнес, и выбирая для них наиболее подходящие места, я прямо-таки споткнулась об эту вещь. Нефритовая пепельница – подарок, мягко говоря, странный. Во-первых – я не курю, и мои домочадцы – тоже. Во-вторых – я просто физически не переношу нефрит. Каждый раз, когда я прикасаюсь к этому камню, у меня начинается жуткая головная боль и тошнота. И, наконец, в-третьих – пепельница была очень большая и тяжелая, сделанная из цельного камня – вещь, судя по всему, достаточно дорогая. Слишком дорогая для символического подарка случайной знакомой. Я была озадачена – что с ней делать. Ну, не возвращать же, в конце концов!

            И вещь начала путешествовать по моему дому. Несколько дней она стояла на каком-нибудь месте, мозоля глаза, постоянно попадаясь под руки, занимая часть пространства, необходимого для чего-то другого, пока ее не переставляли... И все повторялось.

            Использовать ее по назначению было совершенно неудобно. Размер вполне позволял переименовать ее в конфетницу, но этому препятствовали характерные выемки для сигарет. Она мешала. Она раздражала. Она была совершенно бесполезной.

            Больше года я передвигала и переносила ее из угла в угол, с полки на полку, из комнаты в комнату... Впрочем, в этом бесконечном путешествии обнаружилось и кое-что положительное. Например, была вытерта пыль в таких местах, в какие не заглядывали годами и не факт, что заглянули бы в ближайшую пятилетку. Было куплено (и повешено!) несколько новых полочек, на которых для пепельницы, конечно, места не нашлось. Но зато на них прекрасно разместились другие вещи. И, о чудо, через несколько месяцев этих скитаний пропали приступы тошноты и головной боли, поначалу мучавшие меня всякий раз, как я прикасалась к холодному травянисто-зеленому камню.

            Поиск места для пепельницы превратился в своеобразную игру, в которую постепенно вовлекались члены семьи и друзья. У последних даже появился особый ритуал. Придя ко мне в гости, они искали, где теперь стоит пепельница, вспоминали, где она находилась во время их прошлого визита и придумывали, куда еще ее можно пристроить. «Где ее еще не стояло?!.»

            И, все-таки, я мучилась с этой вещью. У меня не единожды была возможность подарить ее кому-нибудь, отдать или просто выбросить. Но мысли об этом приходили мне в голову и уходили, так ничего и не изменив.

            Однажды ко мне в гости зашел давний знакомый. Когда-то мы вместе учились в музыкальной школе, но, закончив ее, не виделись много лет. Блуждая по квартире, он наткнулся на пепельницу. И тут с ним произошло что-то невероятное. Глаза его заблестели. Губы пересохли. Дыхание участилось. Он взял пепельницу в руки (она так уютно разместилась в его ладонях) и взахлеб стал рассказывать мне, какой уникальной вещью я обладаю... Какой редкий камень – старый нефрит – темно зеленый, с белыми прожилками... Какая искусная работа – подчеркивает природный рисунок, зеркальная полировка... Казалось, он может говорить бесконечно.

            И он стал приходить, не редко и не часто – раз в неделю. Вымыв руки, он находил пепельницу, брал ее, садился в кресло и ставил ее на стол, так близко, чтобы можно было в любой момент прикоснуться к ней пальцами. И говорил, говорил, говорил... Все его рассказы, как планеты вокруг Солнца, вращались вокруг нефрита. Он рассказывал о свойствах этого камня, о том, как его добывают и обрабатывают, что из него делают, о его целебной силе. Я часами слушала о культуре Востока, в которой нефрит считается божественным и чудодейственным камнем... И все время, когда он говорил, когда пил кофе, когда откидывался в кресле, прикрыв глаза и делая глубокий вздох для продолжения рассказа, он прикасался к пепельнице – проводил по краю кончиками пальцев или прижимал ладонь к отполированному боку. Перед уходом он брал ее, поднимал на уровень глаз: «Посмотри, как свет играет в камне», - и относил на то место, с которого взял.

            Я была практически уверена, что он ходит в гости не ко мне, а именно к пепельнице. Казалось бы, вот он – прекрасный случай избавится от нее, а заодно, без каких-либо усилий сделать приятно другому человеку. Но нет.

            Совершенно бесполезная вещь вдруг обрела некую ценность. Она по-прежнему везде мешала, и у нее не было места. Но я готова была до конца жизни переставлять ее с полки на полку.

            Не знаю, как долго бы это продолжалось и чем бы закончилось. Но однажды...

            Я только хотела поставить перед ним чашку с кофе. И, конечно, мне мешала пепельница. Я намеревалась лишь немного подвинуть ее. Но вещь, которую поднять-то можно только двумя руками, с неимоверной легкостью сорвалась с края стола. Время потекло медленно-медленно. Время вообще остановилось. Я видела, как она летит. Я видела, как его лучистые зеленые глаза мутнеют и становятся черными, от расширяющихся зрачков. Мои руки, в безнадежной попытке изменить происходящее, выпустили чашку. Кофе разлился...

            Она упала (о, сколько раз она уже падала!) на ковер. И... рассыпалась на тысячи осколков, таких мелких, что невозможно было представить, чем они были несколько секунд назад. Еще какое-то время я смотрела на них, пока они не превратились в бело-зеленую пелену, которая потекла по моему лицу. Я почувствовала вкус соли на губах и разрыдалась так безутешно, как будто потеряла кого-то дорогого и очень близкого...

            Он пытался меня успокоить. Гладил по голове и плечам. Говорил, что такое часто случается, особенно с предметами такой формы. В камне возникает какое-то напряжение и накапливается, накапливается... В конце концов – достаточно легкого прикосновения, чтобы вещь превратилась в пыль. А слезы катились по моим щекам. И я не могла их остановить.

            Когда, догорев, погасли свечи, он ушел. А я до глубокой ночи собирала пылесосом с ковра нефритовые осколки.

            Он пришел еще один раз. Сидел в кресле, ссутулившийся, напряженный, не знал куда деть руки. Разговор не клеился. Снова взглянув на часы, он собрался уходить. Уже на пороге сказал, что как-нибудь позвонит. Я закрыла за ним дверь, вернулась в комнату, села, откинувшись, в кресло и стала медленно пить остывший кофе, к которому он даже не притронулся...

            Мне на день Рождения по-прежнему дарят много самых разных подарков. И для каждого из них находится место в моем доме.

            Я больше не приглашаю случайных гостей и не пытаюсь связать потертые временем, старые знакомства.

            Иногда, когда я смотрю на морские волны или пыльную августовскую листву, мне становится немного грустно. И из глубины памяти на меня смотрят темно-зеленые, как старый нефрит, глаза.

+8
14:34
93
RSS
18:34
+5

Интересно подано, словно все действие происходит за полупрозрачной ширмой, видно только то что рядом, но то что рядом не имеет особого значения. В общем мне понравилось ))

17:50
+4

Ассоциации с ширмой — бальзам на душу!

Спасибо )

23:36
+4

На выходном обещаю прочесть!

12:18
+4

Удивительная проза! Сначала эту нефритовую вещицу ассоциировала со своей огромной мраморной ступки, она тоже везде мешается на кухне, но без неё я не представляю уже своей жизни)

Прочла, смакуя каждую строчечку, после того, как пепельница упала, меня накрыло будто сетью из мурашек и не отпускает даже сейчас…

Спасибо за эти незабываемые ощущения!

17:52
+4

Мраморная ступка — одна из «маленьких бытовых мечт», хотя, подозреваю, что с местом для неё будет отдельная история… ;)



Благодарю!

12:24
+3

место для ступки найти пол дела, главное следить за ней в оба глаза! эта коварная штуковина так и норовит упасть тебе на ногу!)))

Но слов нет, как я счастлива, что подобная штукенция у меня появилась) А ступка-вообще грозное оружие!)))

21:57
+3

В умелых женских ручках всё может стать грозным оружием ;)

22:30
+1

Вспомнила случай как одна бабушка проткнула спицей вязальной грабителя

19:16
+5

Интересный рассказ. Вызвал пару ассоциаций. Первая — героиня посредством этой вещи избавилась от ненужной, уже исчерпавшей себя, привязанности. Хоть и рыдала от расстройства, но при этом чувствуется облегчение. Вторая — в нашей жизни не только общение с людьми несёт нам какой-то опыт, но и обладание некоторыми знаковыми вещами. Вот вроде ненужная никому в доме пепельница, а и игру с ней придумали, и пылюку везде вытерли, и в конечном итоге она научила героиню не держаться за прошлое и привечать людей, которые ценят именно её.

17:57
+3

Ваши ассоциации глубже авторских игр со словами.

Героиня обучению не поддаётся — проверено временем )


23:26
+4

Не дождалась выходного...))

Есть очень интересные моменты и находки. Есть места чуть смазанные. В целом — хороший рассказ, хочется к нему возвратиться и прочесть смакуя, а не впопыхах.

18:02
+4

Рассказ старый, чтобы не сказать, древний, так что «домазывать» я его уже точно не буду. Но он мне нравится, и приятно, что не только мне :)

Спасибо.

Комментарий удален
19:51
+4

Тигрик, извини пожалуйста, что вмешиваюсь. Но тут уровень критики — воздух, критика не нужна.

19:53
+5

Ой, я не посмотрела. Ясно, удалю

21:01
+5

Ешё раз, пожалуйста, извини

21:05
+5

Да всё хорошо. Я невнимательна просто.

20:43
+5

Трудно подобрать слова, потому что эмоции переполняют. Наверное, что-то очень личное и болезненное во мне отозвалось после прочтения.

Мне так знакома такая ситуация… (Это моё видение, трактовка текста, извини, если всё на самом деле не так)

Этот рассказ, конечно, не о пепельнице.

Он о любви, которой не суждено «жить».

Я тоже много лет держу у себя эту «пепельницу», чтобы иметь хоть какую-то возможность общаться с дорогим для меня человеком. Без никаких признаний или ответных ожиданий.

Много раз эта пепельница разбивалась вдребезги, но мы через полгода-год находили другие «пепельницы».

Но вот сейчас похоже всё разбилось навсегда… И больше не будет поводов для любви, в которой максимум, что можно — это редко видеть друг друга и говорить ниочём. Потому что так сложились обстоятельства.

Что я хочу отметить. Написано очень талантливо. Мастерски. Так неспешно, подробно, чутко, пошагово, осторожно. Символично.

Трепетно. До боли яркие «говорящие» детали. И ещё с начала пошли ассоциации, пепельница не нравилась, вызывала головную боль, так и человек — очень не понравился сначала, вызвал резкое неприятие, а потом стал необходимым. (это имхо)

Как заметил Панти, завуалированно, со смещением акцентов с людей на предметы. Напомнило по стилю немного Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» мягкостью, нежностью, откровенностью, меткостью выражений, их искренностью, пониманием сути, человеколюбием.

Сам рассказ — ювелирная работа.

Всё — имхо.

18:05
+4

Спасибо за то, что это рассказала.

От сравнения с Фицджеральдом моё эго ещё долго будет урчать и фыырррррчать