Венок сонетов

Венок сонетов
эксклюзивность::
Уже размещалось ранее на других сайтах
уровень критики:
Огонь (критика без ограничений)

1.
С весной в крови, с тоской о дальнем доме,
Патроном притаившейся в стволе -
Вокруг сады рассыпались, в золе,
Земля любви в свинцовой смертной дрёме...

Но всё же ничего не нужно, кроме
Того, что так случайно на Земле:
Луча звезды в прозрачном хрустале,
В хранящем тихий свет старинном томе...

Опасное простое волшебство:
Горение, гармония, родство
По высоте, по крови, по огню -

Смеясь, развеет мертвенный покой,
И развернёт уверенной рукой
Навстречу расцветающему дню.

2.
Навстречу расцветающему дню,
Весеннему хмельному многоцветью -
Туда, где обретаю по бессмертью,
По звону и призванию родню.

Узоры слов и снов соединю
И протяну сквозь мир единой сетью
К любой судьбе, ко всякому столетью -
И этому пути не изменю.

Как больно помнить свет родного взгляда,
Видение утраченного сада,
Купели ледяную полынью.

И где твой дом, и где твоя отвага;
Как долго шел - и вдруг не сделать шага...
Идя на свет, опять повременю.

3.
Идя на свет, опять повременю
И, не доверясь найденному следу,
Мгновенно промелькнувшую победу
В несбывшееся тихо уроню.

Онлайн-игра: гниенье в стиле ню,
Придумать смысл мерцающему бреду,
Приделать бензобак велосипеду,
Железный зуб - дарёному коню...

Но, может быть, есть край у немоты,
И в этой мгле виновен был не ты,
И мир не весь лежит в беззвёздной коме.

И всё-таки сквозь жизнь проходит звук,
И всё же, нить не выпустив из рук,
Остановлюсь в раскрывшемся проёме.

4.
Остановлюсь в раскрывшемся проёме -
Вбирать тепло, замёрзший голос греть.
Держать себя, собой переболеть
В мерцающей серебряной истоме.

И далее: о мире, небе, доме.
Когда душа - натянутая сеть,
Понятно всё - и можно не жалеть
О ноющем фантомно переломе.

Возможно, я просил: останови.
Но вновь горю гармонией любви,
Как Базилид в божественной Плероме.

В реальное вплетаются мечты,
Творение ревёт от полноты,
Безмолвие скрывает сны о громе.

5.
Безмолвие скрывает сны о громе,
Огромен лес творящих мифы дней.
И новый день становится ясней,
Не тронутый тоскою о фантоме:

Что честь, что слава... Есть иное, кроме
Достойного заносчивых царей.
Как странно: тишина у кораблей,
И взгляд внезапно тонет в окоёме.

Гармонией пылает Базилид;
У берега вступает в бой Пелид,
Снимая бесполезную броню.

Всё тот же лес - но трепетен и тих.
Я узнаю, я сам - один из них.
И вот - горю. И знание храню.

6.
И вот - горю, и знание храню:
Мы - дети, от истока недалече,
На всякой сотворённой нами речи
Смеявшиеся ласковому дню.

Растущие на сказочном корню
И волшебства грядущего предтечи -
Два странника, пошедшие навстречу
Нездешней, но знакомой авеню.

Сплетения, сближенья, знаки, числа -
Всё в проблеске таинственного смысла,
Пробившего земную западню.

Бесстрашное доверие ребёнка:
Легко смеяться, радостно и звонко,
Отдав себя прозрачному огню.

7.
Отдав себя прозрачному огню,
Отчётливее чувствую и слышу,
Вернувшийся задумчивей и тише
К реке и небу, полю, камню, пню.

И с ними стал свободней: не виню,
Всё помню, всё держу - но не завишу.
Лишь на вершине, став немного выше,
Колени перед миром преклоню.

Наполненность простора и строки -
Мгновенья светлопламенно легки,
Подобно спирту, пороху, соломе.

Когда слова кристальны и честны,
Ещё зимой, но в шаге от весны,
Немое зазвенит на переломе.

8.
Немое зазвенит на переломе,
Услышанное с новой стороны.
Вот пойманы и определены
Последние мучительные "оме".

И замер ряд квадриг на ипподроме
В предчувствии полёта и волны.
Счета всех главных игр обнулены
Зимой, преодолённой, на изломе.

И солнце обновляется, смеётся,
И где-то в мир опять приходит Моцарт.
Чудесный ритм летит во весь опор.

Земля теплеет. Музыка над нею
Отчётливей, взволнованней, сильнее -
И эту песнь подхватит дивный хор.

9.
И эту песнь подхватит дивный хор:
Бессмертие полёта не боится.
Летит свободно сказочная птица
От здешних троп до самых дальних гор.

Весь этот мир - с каких забытых пор
Искреньем в кровь и отсветом на лица...
Таинственная сказка возвратится
Вином из распечатанных амфор.

Далёкая звезда звенит в зените,
Сплетаются невидимые нити
В сквозной мотив, законченный узор.

Из юной, нерушимой, вечной Трои
В свой путь выходят новые герои.
Один из них продолжит древний спор.

10.
Один из них продолжит древний спор:
Пройти сквозь жернова и выйти целым,
Пусть каждый шаг - у неба под прицелом...
Звучит рассказ, не близок и не скор:

Из лабиринта выйти на простор,
Где голос будет искренним и смелым,
И новый день - невинным, длинным, белым,
И небосвод - широкий омофор...

Магическое зеркало воды
Вдруг дарит свет единственной звезды,
Невидимой за многими другими.

И слышит удивительный мотив
Один из тех, кто пишет в мир свой миф,
Один из нас... Сейчас не важно имя.

11.
Один из нас (сейчас не важно имя) -
Идущий на сияние вдали,
Один из тех, которого вели
Словами и касаньями простыми.

Душа летит в весеннем белом дыме
Проснувшихся святых садов Земли,
Которые внезапно расцвели
Прозреньями и тайнами своими.

И стало слишком просто измениться,
И мы поём, как трепетные птицы,
Стихов, и снов, и странности полны.

Мы держим всё, как многорукий Шива.
Мы дышим, и наполнены, и живы,
Лишь чувствуя тревогу глубины.

12.
Лишь чувствуя тревогу глубины,
Желанное, но тягостное бремя,
Угадывать гармонию в системе,
Симфонию в движении волны...

Зелёный звон - от солнечной струны.
Волшебный холодок щекочет темя.
Течёт рекой расправленное время,
Расплавленное золото весны.

Как задыхались в вихре звёздной пыли,
Изумлены, искали выход, были
Потеряны, взволнованы, больны.

Но скрытая мелодия светила,
Мы шли за ней и обретали силу,
Превосходя закон своей войны.

13.
Превосходя закон своей войны
Находим то, что было скрыто в мире,
И видим, как во сне, как в палантире,
Свой берег первозданной тишины,

Где нет ни оправданий, ни вины,
Пространство дня всё явственней и шире,
Мелодией любви на старой лире
Узоры слов и снов обновлены.

Становимся свободней и сильней,
Пришельцами совсем с других полей,
Дозорами весны передовыми.

И, улыбаясь миру впереди
И музыке, рокочущей в груди,
Становимся воистину живыми.

14.
Становимся воистину живыми -
Вбирать, переполняться и нести
Не прошлое, зажатое в горсти,
Не сны, не отражение, не имя...

Но сильными, свободными, иными -
Идём по обретённому пути.
Теперь слова зажги и отпусти -
О, сколько жизни будет в лёгком дыме!

И вновь идём за грань знакомых стен
Стоять у края новых ойкумен
И слушать, как звенит на переломе,

Угадывая правила игры
И музыку, творящую миры,
С весной в крови, с тоской о дальнем доме.

15. Ключ

С весной в крови, с тоской о дальнем доме,
Навстречу расцветающему дню -
Идя на свет, опять повременю,
Остановлюсь в раскрывшемся проёме.

Безмолвие скрывает сны о громе.
И вот - горю, и знание храню:
Отдав себя прозрачному огню,
Немое зазвенит на переломе.

И эту песнь подхватит дивный хор:
Один из них всегда продолжит спор,
Один из нас... Сейчас не важно имя.

Лишь чувствуя тревогу глубины,
Превосходя закон своей войны,
Становимся воистину живыми.

+9
19:40
263
RSS
19:46
+3

Понятно… Да, набирать и набирать...))

Пойду читать.)

19:55
+3

Кой-где.., кой-что… Да пофиг. Отличная работа.

Венок сонетов — это титанический труд.

Мне так понравилось! И тема, и исполнение! Браво!

19:59
+3

Так… ну вот не пофиг.)

Мне это больших сил стоило, поэтому я себя тут критически не воспринимаю.

Что есть, то выкладывай.)

И спасибо

20:23
+3

Буду ещё перечитывать… Бесподобно!

Вторая строка первого сонета:

«Патроном притаившейся в стволе»… — может, «притаившимся»?

«Луча звезды в прозрачном хрустале,

В хранящем тихий свет старинном томе...» — здесь немного ускользает смысл того, где и что, и в чём хранится...)

И с «царями» тоже эффект ускользания:

«Что честь, что слава… Есть иное, кроме

Достойного заносчивых царей...»



В остальном настолько хорошо, что сердце замирает! Образы, певучесть, тематика… — всё такое родное и красивое…

Какой, ты всё же молодец, что принёс этот венок!))

20:50
+2

Тоска о дальнем доме патроном притаилась в стволе, не дом притаился. Согласен, сложно построено, но должно быть верно.

Луч звезды и в прозрачном хрустале, и в хранящем свет томе. Тоже согласен, слишком обще.

Цари… ну, герои Иллиады — они ввобще-то греческие цари, и Ахиллес царь, но он в какой-то момент решил остаться у кораблей и «подумать о вечном».) Хотя потом и не вынесла душа поэта.))

Еще меня смущает повторяемость некоторых слов в некоторых сонетах, особенно «идём». И «становимся».

Да и вообще многовато общих мест, но здесь сложно в каждой строке быть оригинальным.

Еще раз спасибо.

Рад, что так слышишь.

20:56
+2

С пожарищ Трои любимый пепел… — тема — наинежнейшая! И ты её так трепетно развиваешь — намёками, полутонами… и так классно переплетаешь с нынешним собой… Правда, очень понравилось!

20:56
+2

А Базилид, кстати, пришел отсюда, да и тема Трои тоже.

yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2F45ll.net%2Fmikhail_kuzmin%2Fbazilid.html

20:59
+2

Ой, а за ссылочку отдельное спасибо! Хоть, там и грубова-то.., но тем не менее тоже интересно.))

23:20
+4

интересно, потом почитаю внимательно. кажется есть слабые места — иногда возникает ощущение сочинения на заданную тему. но есть и сильные, на твоём уровне. в любом случае — труд вложен неимоверный, что подкупает.

впрочем, я далёк от стихотворных тем, сужу как профан ))

09:29
+3

Первые семь — на одном дыхании пришли, потом самому показалось, что на заданную тему пишу. Но думаю, концовку всё-таки вытянул как надо.

Спасибо.)

23:26
+4

Очень много красивых находок, оборотов, вкусно и чувственно!)

Но я бы на части разбила, сложнл сразу все прочесть и вкусить адекватно, смакуя и вчитываясь.

Весна в крови… Очень будоражуще)

09:32
+4

Если публиковать по одному сонету в два дня, мог бы месяц длить праздник.))

Не знаю… писал всё сразу, менее, чем за две недели. И воспринимаю как нечто единое, не хочу делить.

Спасибо.

11:17
+2

Ты знаешь Тим, я филолог. И знаю литературную кухню и критику изнутри. Правда я обращаю внимание больше на метафизику текстов, на глубинный внутренний смысл и посыл, на то, что человек пережил и что он может своими текстами дать другим, хоть и невольно. На фонетику и семантику. Многие меня не понимают, думают, я хвалю просто так. В силу особенностей собственного мышления, я могу пропускать какие-то технические огрехи (я этик, не логик), но душу текста я чувствую прекрасно.

Многие не знают, сколько тонн макулатуры изучают филологи пустой и примитивной, но с именем. Мне повезло, у меня были хорошие учителя, они научили, как смотреть на текст. И плюс, конечно, всегда присутствует имхо. Но это всё неважно. Что я хочу сказать.

Этот текст — гениален. И ты — сверхчеловек. Так невозможно чувствовать, пропускать через себя и осознавать. Это титанический труд.

Я бесконечно рада, что знаю тебя и могу читать. Это настолько прекрасно и сильно, что голова идёт кругом.

Это вот первые эмоции от текста.

Остальное успокоюсь, напишу потом.

И вот здесь в единственном месте всё-таки ошибка: С весной в крови, с тоской о дальнем доме,

Патроном притаившейся в стволе — притаившейся — причастный оборот, он зависит от главного слова и стоит после слова дом, поэтому дом — его главное слово, не весна. Если весна — его нужно поставить до или после весны. Это имхо)

11:38
+2

Лилу, спасибо.

Хочется сказать, что ты преувеличиваешь. Но вместо этого скажу, что текст оказался итоговым, подвёл черту всем прежним стихам, обобщил все темы. Теперь я не знаю, как и об чём писать. Буду искать, конечно.

И сверхчеловеческое — странная тема, и не к счастью оно. Примеры есть… особенно как раз в поэзии много, сборником Артюра Рембо, например, недавно наконец-то разжился.

Про тоску всё-таки сложно поверить.)

Наверное, ты права, но недоумение: неужели меня мой слух обманывает.)))

Я еще уточню.

Спасибо. И я тебе верю, кто бы там что ни думал.

11:58
+3

текст оказался итоговым
— это чувствуется.

Знаешь, я когда читаю текст, я не думаю об авторе, я думаю о себе, и воспринимаю текст как свою внутреннюю жизнь и как это всё мне знакомо, близко и отзывается. Так все читатели. Текст дорог тем, что он созвучен и понятен читателю, на родном языке.

Теперь я не знаю, как и об чём писать.
— отдохни, наберись сил. Насколько я знаю, у тебя был трудный изматывающий период. Такие тексты не даются просто так. Ты заплатил за него свою цену.

сборником Артюра Рембо,
— встреча с Верленом стала для него роковой, проклятый поэт. Прикольно всё это было читать. Сверхчеловеческое — не всегда плохо, просто у него оно принимало такие формы в силу его характера.

Про тоску всё-таки сложно поверить.)
— это я не понял)

И я тебе верю
— я знаю, Тим.

12:16
+2

Про свою ошибку, про тоску о доме, притаившуюся. Ладно, да, ошибка. Надо подумать, как исправить.

Да, часто кажется, что превосходящее обычное — как раз правильное, по-настоящему человеческое.

11:13
+1

Некоторые строчки выписала себе в тетрадку. Очень вдохновили меня. Прекрасный текст. Не всё доступно моему пониманию, но смысл можно разгадывать постепенно. Возможно, просто нужно другое настроение.

11:48
+2

Мотылёк, спасибо, я на такое прочтение почти не рассчитывал.)

Действительно, многие вещи раскрываются постепенно.

Надеюсь, и тут что-то раскроется.)

12:05
+2

А если объяснять смысл кратко и прозаично, будет грустно: что-то там про не тот угол в треугольнике…

Поэтому в топку все простые объяснения.)

14:17
+3

а вчера вечером был чудесный стиш, куда он уже делся? только хотел перечитать…

14:18
+2

Что-то меня приглючило, вдруг расхотелось привлекать внимание.

Так-то могу засыпать тут всё стихами…

14:20
+3

Тю, зря ты это. Вертай его обратно)

14:22
+2

Что-нибудь другое принесу, сначала сам перечитаю всё, натворённое в прошлом году.)

14:33
+2

как знаешь ) в принципе на стихах нашёл ))

15:12
+3

Поругай его, Вит! Я тоже уже ругала.)

14:36
+3

Да, вчера были другие, я читала вчерашнее.

14:31
+4

Рада видеть, что ты вернулся к нам, венок сонетов понравился. Вот эти моменты как цветные картинки: «Вокруг сады рассыпались, в золе,

Земля любви в свинцовой смертной дрёме...»; «Немое зазвенит на переломе,

Услышанное с новой стороны.

Вот пойманы и определены»; «И вновь идём за грань знакомых стен

Стоять у края новых ойкумен

И слушать, как звенит на переломе,



Угадывая правила игры

И музыку, творящую миры,

С весной в крови, с тоской о дальнем доме.»

Хорошие строки, вдумчивые, живые. Заслуженный плюс.

16:25
+3

Привет, Тигра.

Что-то я сегодня в задумчивости: много ли тут сделал или мало… кому-то близко, кому-то вообще никак.

А я старался. Выгорал изнутри, вымерзал до снегов, или что-то вроде того..)

Спасибо.

17:16
+2

Тебе самому это нужно было, сначала выгореть, потом замёрзнуть.

Так что всё хорошо. Всё получилочь.

20:13
+1

Царапки:

1.

С весной в крови, с тоской о дальнем доме,

Патроном притаившейся в стволе — Вокруг сады рассыпались, в золе,

Земля любви в свинцовой смертной дрёме...
Здесь я запуталась в препинаках и не пойму, кто с весной в крови и притаившейся патроном в стволе тоской — земля или кто-то ещё. И да, инверсия с притаившейся тоской сложная. Также не понятно мне — сады рассыпались в золе или земля в золе и дрёме.

3.
Придумать смысл мерцающему бреду,
Таки фонетически звучит «смысыл» и это чуть сбивает с ритма.

8.
Счета всех главных игр обнулены

Зимой, преодолённой, на изломе.
По-моему, «преодолённой» не нужно брать в зпт. Либо, если «преодолённой». «на изломе» это эпитеты к зиме, то нужно тире после «Зимой» и зпт перед «на изломе».

9.
Таинственная сказка возвратится

Вином из распечатанных амфор.
По ритму получается «амфОр», а правильно — «Амфор».

Замурчательно! Как по мне, так с каждым сонетом венок всё лучше и лучше. А то, как в 15-ом соединил предыдущие 14-ть, то — чудо!

20:27
+2

Это я, с весной в крови и с тоской, притаившейся в стволе, прошу любить и жаловать.)

Может быть, придется это переделать… но пока лениво очень.

АмфОры и Амфоры — вроде как равноправные варианты.

Могу сослаться на Мандельштама:

Как в нежных глиняных амфОрах,

Играет русское вино.

Запятые, возможно да, иногда я их небрежно ставлю.

Про фонетику «смысла» таки не совсем понял… ну, стык согласных, да. Я это место свободно произношу.

20:51
+3

Это я, с весной в крови и с тоской, притаившейся в стволе, прошу любить и жаловать.)
В данном виде это сложно понять, т.к. тебя в садах не видно))

АмфОры и Амфоры — вроде как равноправные варианты.
В одном справочнике нашла, но большинство почему-то только про ударение на первый слог пишут.

Про фонетику «смысла» таки не совсем понял… ну, стык гласных, да.
Тут не столько стык (например, текст — ни одной гласной фонетически не впихнёшь), а вот октяб(ы)рь, нояб(ы)рь и т.п., смыс(ы)л — при произношении влезает «ы».

20:28
+3

А секрет в том, что 15 сонет — изначально первый, от него всё остальное пишется, иначе бы и не сошлось.)

Спасибо.

21:05
+4

Мне особенно понравился шестой сонет про двух детей-предтеч.)

Тимур, а что такое окоём? Часто натыкаюсь на это слово и не знаю его значение.

22:00
+4

А можно я влезу, пока Тима нет?)) Тоже это слово люблю и часто даже использовала одно время. Красиво оно звучит, правда?

Это горизонт, МУР. )

22:09
+4

Да.)

Хотя вдруг сейчас напугался, полез по словарям проверять.

Я замучился здесь искать рифмы на оме, переделывать строку было бы катастрофой.)

20:28
+2

Понял, не дурак. )

22:09
+4

Спасибо, Мур.)

Загрузка...