"Быть источником любви — мой основной вид деятельности". Интервью с Эризн

"Быть источником любви — мой основной вид деятельности". Интервью с Эризн
эксклюзивность::
Только для Зоны и нигде больше
уровень критики:
Воздух (критика не нужна)

Эризн - тёплый и отзывчивый человек. Мне очень приятно с ней общаться, потому что Эризн из тех людей, которым легко отдавать, легко делиться.

Я прихожу к ней с просьбой и чувствую, что человек думает обо мне и заботится о моём комфорте: горячий чай и тапочки, сейчас мы легко порешаем все проблемы и солнце снова выйдет из-за туч)))
Долгое время я читала стихи Эризн, но была с ней не знакома.


Потом Вспых познакомил нас на "Борще" и я увидела, что Эри - не только мегаталантливый автор, но и замечательный критик. И сейчас я очень рада, что на "Зоне критики" появился такой уютный и светлый человечек)

1.Скажи, пожалуйста, когда и с чего началось твоё увлечение поэзией. Что тебя включило, завело, задало тон твоему творчеству?

На самый первый вопрос сложнее всего ответить. Где-то у моих родителей сохранились клочки бумаги с начёрканными корявыми печатными буквами двустишиями :) Значит, это мне 4 или 5 лет было... Не знаю, почему меня потянуло в стихи, знаю только, что, сколько себя помню, люблю слова. Читать я научилась очень рано: по словам мамы, в 3 года я читала уже бегло, не по слогам. Очень любила играть в слова — в «Балду», в «Поле чудес», складывать как можно больше слов из букв какого-нибудь длинного слова, разгадывать ребусы, шарады, анаграммы; обожала всякие трюки со словами: поменяешь одну букву — а это уже совсем другое, непохожее слово; нравились нюансы языка, как от простой перемены мест слов меняется смысловой оттенок всего предложения… Стихи, песни легко запоминала наизусть, иногда с ходу, прослушав один-два раза. И уже тогда стала замечать, что некоторые тексты прямо-таки магически ложатся на слух, а через некоторые приходится продираться с усилием.

Видимо, поэтому детское сознание решило попробовать не только анализировать, но и синтезировать складные, гладко читаемые тексты.

Если говорить о том периоде, который я уже помню, тут было несколько этапов, в каждом из которых мне тон задавало что-то иное.

Первый — это младшие классы школы, когда я, можно сказать, играла в стихотворчество. Брала иллюстрированные книжки со стихами (была какая-то серия во времена моего детства, тоненькие книжки в мягких обложках, к каждому стихотворению — иллюстрация; Плещеев, Майков, Бунин и другие), читала стихотворение к картинке и старалась написать своё, непохожее. Это как вот сейчас на конкурсах-двухчасовиках я пишу — поупражняться. Результаты кропотливо записывала в тетрадку и показывала маме. Мама неизменно хвалила, и после, когда я перешла на следующую «ступень», спрятала тетрадку от меня прежде, мне захотелось эти «стихи» сжечь )))

Второй — это где-то с 13-14 лет, когда стало писаться как-то всерьёз. Случилась первая любовь. Появился первый в жизни настоящий друг, ставший моим вдохновителем. Подростковый возраст, эмоций через край, увещевания старших не всегда помогают справиться с бурей внутри, и тогда я вдруг заметила, что написанные мной самой стихи действуют на меня куда сильнее, чем чужие слова. Поэзия превратилась из игры в потребность. Стала писать, излагая, собственно, прописные истины — но в удобоваримой для меня лично форме. Мне и сейчас нравятся некоторые из этих стихов, на Стихире они есть, раздел я назвала «Чужие мысли», поэтому что, по сути, это именно так.

Третий поворотный момент случился в 19 лет, когда я «сорвалась с цепи» и ударилась в тяжёлую музыку, окологотическую культуру, тёмную эстетику… Собственно, всё это теперь и задавало тон, но стихи и сами по себе стали эмоциональнее, смелее, «летучее». Многие образы были заимствованы, конечно, из любимых песен, книг — но чувства были уже 100% мои, и потребность писать была чудовищно сильной, двух недель не проходило без нового стихотворения. И примерно в это время мне стало важно делиться стихами и получать обратную связь, это меня очень вдохновляло.

Четвёртый… даже не знаю, что меня вдохновляет сейчас вот, когда я накрепко поселилась на нескольких поэтических сайтах и «переболела» наконец мрачной романтикой, а также пережила «нетворческий» период в несколько лет. Наверно, просто стало нравиться писать, чаще читаю чужие стихи (прежде почти не читала никого, кроме классиков) и порой душой отзываюсь на них. Ну, и перестала считать «игру в стихи» недостойным занятием, так что часто вдохновляюсь конкурсными темами.

2.На каких трёх китах держится твоя вселенная?

Мы же про «здесь и сейчас» говорим, а не про всю жизнь? Тогда это семья, творчество и, как ни стыдно признаться, Интернет.

 

 

3. Как думаешь, чем отличаются люди-поэты от других людей?

Когда-то в романтической юности я считала, что у поэтов какие-то особенно чувствительные души, иное восприятие реальности, какой-то дар свыше.

Сейчас мне ближе позиция, что поэты ничем особо не отличаются от других людей, кроме разве что встроенного транслятора мыслей и чувств в слова.

4.Почему ты пишешь, что тебе это даёт, в чём плюсы и минусы быть творческим человеком.

Пишу (если не говорить опять-таки про «игру в поэзию») из какой-то не полностью осознанной внутренней потребности осознать, привести в зримую форму свои чувства, сформировать желаемую картину действительности, направить себя на верный путь. Часто получается так, что я пишу проект своей будущей действительности. Или «спасательный круг», за который я цепляюсь в море неопределённости. Стихи помогают и много лет спустя, когда очередной виток спирали приводит в ситуацию, похожую на уже пережитую в прошлом. Неожиданно — и радостно — было для меня когда-то узнать, что другим людям тоже бывает близко то, о чём я пишу. Впечатлить читателя для меня всегда только побочный эффект от творчества. Но я стала с радостью делиться написанным, видя, что многие находят в моих стихах что-то для себя.

5.Основная тенденция, которую можно наблюдать среди многих современных авторов, это уход в себя. Свой внутренний мир, свои ощущения, чувства. Рефлексии стали интересовать поэтов гораздо больше, чем окружающая действительность. А о чём интересно писать тебе?

Тут я не оригинальна, пишу прежде всего о себе. Очень редко пейзажное что-нибудь. Почти никогда — о событиях в мире и обществе. Даже если хотелось бы — это не моё; это как если бы комедийный актёр пытался сыграть трагическую роль: если он очень хороший актёр, он сможет, конечно, но количество затраченных усилий будет совершенно не адекватным результату.

6.Скажи, а тебе важно в своих текстах давать импульс к тому, чтобы читатель задумался, стал сопереживать, меняться, начал жить более осознанно и чутко? Тебе важны вопросы сочувствия, доброты, социальные темы (бедность, болезни, одиночество, помощь животным)

Нет, в моих стихах вообще нет импульса читателю. Мне кажется, я ещё просто не доросла до этого. Недостаточно жизненного опыта, мудрости. Когда-нибудь я к этому приду, надеюсь. Иначе зачем всё? :)

7.Почему Эризн, поделись историей появления псевдонима.

Этот ник восходит к тем временам, когда я в окологотическую культуру ударилась. Стала сидеть на всяких тематических форумах, а там чуть ли не каждый второй был под ником «Fallen», «Fallen Angel», «Fallen from Heaven» и т. п. А так как для мэйнстрима этой культуры я была уже несколько старовата (мне-то уже 20 лет было, не 14-15), я в пику всем этим «падшим» назвалась «восставшей» - Arisen. Слово мне понравилось и написанием (обожаю неправильные глаголы английские), и значением (оно означает и «воскресший», и «восставший против чего-то», и «появившийся внезапно», и «взошедший» так про солнце говорят в книжной речи). Русское написание «Эризн» родилось при регистрации на Стихире, где авторам настоятельно предписывалось выбирать имя, написанное кириллицей — я просто записала транскрипцию. И как-то это имя хорошо прижилось )) Наверно, потому, что Arisen в интернете хоть и редко, но встречается, а Эризн я одна-единственная ))

8.Как ты относишься к критике, нужна ли она и в какой форме.

Отношение к критике у меня двоякое.

Обратная связь, конечно, нужна — иначе зачем публиковаться вообще? Все мы не идеально владеем языком и порой допускаем ошибки, и это замечательно, что кто-то может на них указать. Порой критики мне подсказывают гениально простые решения, как сделать стихотворение лучше, и я этими решениями с благодарностью пользуюсь. Самое главное — даже если не правишь данный стих в соответствии с критическими замечаниями, обязательно выносишь из них что-нибудь для себя на будущее, чтобы не допустить прежних ошибок.

Однако часто приходится сталкиваться с абсолютно формальной, топорной критикой, от которой плеваться хочется. Например, критик усвоил, что глагольная рифма — плохо, и будь она хоть тысячу раз оправданной в данном стихотворении, он всё равно будет талдычить своё. В общем, тут у критика должен быть очень хороший уровень владения тонкостями языка, а не только «штампами критики».

Кстати, ещё я не люблю критику в плане «это штамп», «это банально», «не ново», «нужны более свежие образы»: субъективный опыт у каждого читателя свой, для кого-то вполне себе «ново», а стихи — это вообще не про «свежесть» и «вкусность», это же не салат, в конце концов.

9. Волшебные ингредиенты, необходимые тебе для творчества, что вдохновляет.

Самым важным условием является тишина, но не в физическом смысле, а скорее в значении определённой эмоциональной изоляции: чтобы я некоторое время как можно меньше говорила, «изливала душу» вовне и как можно меньше должна была воспринимать и осмысливать чужие эмоции и чувства. При наличии маленьких детей это редко удаётся, увы.

Кроме того, я давно для себя подметила, что погружение на несколько дней в интересную книгу, написанную красивым стройным русским языком, ощутимо повышает шансы в ближайшее время что-нибудь написать (по содержанию никак, в общем, не связанное с книгой, кстати). Это как бы настройка на нужную волну.

И ещё очень вдохновляет (всю жизнь, и не только на стихи) фраза: «А тебе слабо?» )))

10. Расскажи о своём детстве, что запомнилось, каким ты была ребёнком, о чём мечтала, кем хотела стать.

Большая часть моего детства прошла за чтением книг. Они мне заменяли друзей, игры, прогулки… Со мной рядом был самый близкий и родной человек — сестрёнка. Я читала ей вслух, мы играли вместе, изобретали себе кучу разных занятий, жили душа в душу, нам никогда не было скучно вместе и не хотелось никаких других друзей искать.

В школе мне нравились абсолютно все предметы, всё очень легко давалось (кроме разве что рисования — тут у меня способностей ноль). Ещё я в музыкальную школу ходила, на фортепиано, но мне ужасно не нравилось играть, я через силу отучилась эти семь лет. Участвовала во всех олимпиадах, куда меня соглашались взять, металась от одного предмета к другому, хотела стать то врачом, то космонавтом, то программистом, то писателем… С учителями-предметниками отношения были хорошие, с классными руководителями — ужасные (я была несгибаемой, таких не любят), с одноклассниками никаких отношений практически не было, я была островком вдали от коллектива и часто прибежищем для травимых новичков. Обожала покровительствовать слабым, с удовольствием шла против всех. Считала себя гениальной, это спасло меня от многих сложностей подросткового возраста, но аукнулось мне позже серьёзной депрессией уже во взрослой жизни.

 

 

11. Любимые книги (поэзия и проза) - самые - самые, чем зацепили, какую роль книги играют в твоей жизни.

Я из тех «книгоглотателей», у которых всегда любимая книга — последняя прочитанная )) Книги для меня — двери в другой мир, возможность отвлечься от повседневности и с головой уйти в сюжет. А ещё я очень легко забываю прочитанные книги, и поэтому люблю перечитывать заново уже знакомое.

Поэзию читаю, как ни странно, гораздо менее охотно, чем прозу. Наверно, потому, что шероховатости в стихах бросаются в глаза и мешают восприятию. Из поэзии назову, пожалуй, книгу, с которой, возможно, и началась моя любовь к стихам: это была «Три сокровища» Сергея Северцева — сборник стихотворных переложений восточных легенд и сказаний. Могу отметить его же «Сказание о Шарьяре» - это каракалпакская легенда, переложенная на стихи. Я не знаю точно, чем таким магическим зачаровывают его стихи, но для меня это до сих пор образец.

Из прозы самое-самое выделить ещё труднее, пожалуй, потому что нравится очень многое — что-то языком, что-то сюжетом, что-то идеей, что-то характерами персонажей… Наиболее близкими по сюжету/персонажам мне видятся, пожалуй, «Идиот» Ф. Достоевского, «Заклинатель змей» Я. Ильясова (это биографический роман об Омаре Хайяме), «Ходячий замок Хоула» Д. Джонс, «Маленькая хозяйка Большого Дома» Дж. Лондона. Очень нравятся язык и образы у Р. Бредбери, С. Цвейга, О. Генри, тех же Достоевского и Ильясова. Но это только самые-самые, а вообще нравящиеся книги, конечно, не перечислить...

12.Что ты ценишь в стихах?

Органичность и естественность, пожалуй. Стихи должны восприниматься легко, без усилий, без продираний через лабиринты авторского замысла. Такие стихи самые настоящие. И писать их, наверно, довольно сложно, если они не получаются вдруг сами...

13. Какие-то секреты мастерства - они есть? Что нужно делать, чтобы хорошо писать?

Мой творческий процесс слишком стихиен, чтобы выделить в нём какие-то правила, так что не знаю )

14.Любимые фильмы, музыка, живопись.

По фильмам вряд ли что-то скажу, кино — это вообще не моё. Честно, за жизнь я посмотрела удручающе мало фильмов…

Музыка — это да. В последнее время не так много слушаю, конечно, но надеюсь, что когда-нибудь вернусь к любимым группам, которых очень много: Nightwish, Within Temptation, Dimmu Borgir, HIM (этой группы уже нет, но старые альбомы ведь остались), Lacrimosa, Illuminate, Tiamat, Leaves’ Eyes, Swallow The Sun, Amorphis и многие другие.

В живописи тоже особенно не разбираюсь… О, вот недавно всплыло: мне очень нравится Мориц Эшер, но это скорее графика, чем живопись ))

 

 

15.Какие черты характера ценишь в других людях? Что не принимаешь, что раздражает.

Ценю людей жизнерадостных, энергичных, добрых, уважающих чужое личное пространство, но при этом легко идущих на контакт. Очень ценю надёжных и ответственных людей, у которых слово не расходится с делом.

Раздражают люди, ворчащие и ноющие, обвиняющие весь мир в своих проблемах, инфантильные и видящие в окружающих в первую очередь дурное; ненавижу сплетников.

16.Какая Эри глубоко внутри, без посторонних? И что обычно говорят о тебе другие?

Прозвучит, наверно, странно, но мой образ в моих собственных глазах — вещь довольно пластичная. Я время от времени дорисовываю ему новые черты (теми же стихами, к примеру) — и они становятся реальностью. Чужие слова обо мне тоже нередко сильно на меня воздействуют.

Если же брать основное и неизменное, собственно характер, то литературный персонаж, которого ну вот прямо как будто с меня писали — это Найнив из цикла Р. Джордана «Колесо времени» (если вдруг кто читал): импульсивная, нетерпеливая, очень ответственная, с обострённым чувством справедливости, с больным самолюбием, добрая и отзывчивая, строгих нравов, любящая командовать и легко выходящая из себя, если что-то идёт не как задумано )) Большинство окружающих меня такой и видят, я думаю.

17.Расскажи немного о своей жизненной философии, принципах, отношению к религии.

Из философских принципов мне ближе всего гегелевские три закона диалектики. Ими всё-всё в жизни можно объяснить )))

А вообще у меня в сознании сейчас этакий период безвременья: старая картина мира сломалась, а новая ещё только строится. Но меня судьба, похоже, всю жизнь ведёт за руку и оберегает от трудных ситуаций и плохих людей, поэтому я сама тоже просто стараюсь творить добро по мере своих способностей.

18.С тобой случались необычные удивительные вещи, веришь ли в потусторонний мир, сны, предчувствия?

Скорее нет, чем да. Мозг порой выдаёт нам странные вещи, но все они в конечном итоге объяснимы.

19.Где удалось побывать, что запомнилось, какие вообще места любишь посещать — горы, море, лес, библиотеки, школы, музеи, ночные клубы, мосты, город или деревня?

Обожаю гулять просто по улицам городов. Безумно привлекают мосты над автомобильными дорогами или железнодорожными путями — когда внизу всё движется, пролетает, мелькает и гремит, а рядом, на мосту, тихо и спокойно, и смотришь сверху на всю эту суету.

Горы тоже люблю, ещё с детства. В моей родной Средней Азии природа не радует многообразием, а в большом городе и подавно, поэтому каждый выезд в горы был единением с природой. А преодоление длинного маршрута — ещё и тренировкой выносливости и силы воли.

Обожаю ходить на рок-концерты, это невероятная энергетика и совершенно особенное состояние души. Если это ещё и любимая группа — тем более.

Среди любимых городов мира на первом месте, конечно, родной Ташкент. В виды его вдоль и поперёк исхоженных улиц впечатались столько моих воспоминаний, чувств, стихов, музыки и мыслей, что с ним никогда и ничто не сравнится, разумеется.

Ещё с первого взгляда заставил влюбиться в себя Роттердам. Он невероятно светлый, с широкими проспектами, эксцентричными зданиями и скульптурами, с огромной судоходной рекой и великолепными мостами, с огромным портом, со звонкими трамваями, со множеством цветов в парках и просто на улицах. Я бывала там два раза и очень надеюсь побывать ещё.

И ещё один всей душой любимый город — Бухара. В отличие от других городов Великого Шёлкового Пути в Узбекистане, в некоторых уголках Бухары ещё живёт дух древности. Там много смешных и нелепых сочетаний вроде автомобиля, въезжающего в древнюю крепость, или водонапорной башни рядом с древним минаретом, но тем не менее что-то умиротворяющее, возвышающее душу витает в воздухе, и это очень ощущается. Там не так много толп иностранцев с фотоаппаратами бродит и можно застать тишину, особенно в жаркие дни, и тогда весь старый город, кажется, говорит с тобой.

А вот Цюрих не очень нравится. Какой-то он тесный, тёмный, старый...

20. Кто ты в реальной жизни — образование, профессия, возраст, город, семья, хобби.

Училась я по специальности «Информатика и информационные технологии», то есть получилась этаким широкопрофильным инженером-айтишником. Работать попала по распределению (есть у нас в Узбекистане такое для отучившихся на государственные гранты) в центральный офис крупной авиакомпании, на три обязательных года, да так там и осталась потом, потому что была уже начальником отдела и не хотела всё бросать… Бросить пришлось-таки ещё через пару лет, потому что мужу предложили работу в Швейцарии, и мы собрались и переехали. Теперь я вот уже 6 лет как домохозяйка, у меня две дочки — 5 лет и 2 года. Учу потихоньку немецкий, втайне мечтаю когда-нибудь и на нём писать стихи, потому что язык невероятно красивый. Выращиваю цветы на балконе. Прошлым летом исполнила давнишнюю мечту и записалась в любительский хор. Этой весной из-за карантина хор распущен на неопределённый срок, но мы все надеемся когда-нибудь собраться снова.

21.Кто в реале знает, что ты пишешь, поддерживает тебя, кому показываешь стихи первым, тебе более удобно для творчества интернет — пространство или выступления в реале?

Знают все, кто знает меня более-менее хорошо: родственники, друзья, хорошие знакомые, бывшие коллеги… Кто читал мои стихи — отзываются положительно обычно. Другое дело что подробным обсуждением моего творчества с кем-то из них я не занимаюсь. Мне какая-либо «поддержка» в плане творчества не нужна, пишу и пишу.

Пока мы с сестрёнкой жили в одной комнате, все новые стихи сразу читала ей, конечно. Но теперь мы в разных городах, у каждой своя семья, так что она меня теперь в интернете читает, так удобнее. И вообще мне удобнее в интернете, конечно. Просто даёшь ссылку всем, кто хочет — и люди могут в любой момент, удобный им, прочитать и перечитать сколько угодно раз.

Читать стихи вслух вообще не люблю и не умею, речь у меня далека от театральной: разговариваю я вообще в слишком быстром темпе, интонации бедные. Свои стихи читать вдвойне не люблю: что я могу внести в них своим прочтением, кроме того, что там уже есть — в словах, в построении фраз, в звукописи? То, что нужно, там уже есть, а если стихи для того, чтобы «раскрыться», требуют каких-то авторских прочтений и интонационных решений — то это, на мой взгляд, не слишком удавшиеся стихи.

22.Что такое любовь? Какое место она занимает в твоей жизни.

Я ею живу, и сейчас более, чем когда-либо. Как ни крути, эмоциональный центр моей «малой семьи» — это я; быть источником любви — мой основной вид деятельности в жизни в настоящее время.

23.Какие ближайшие творческие планы, чего бы хотелось ещё узнать, получить, постигнуть.

Я только недавно начала осваивать осознанное стихотворчество. До этого всегда было по принципу «не я пишу стихи, а они пишут меня». Теперь я делаю некоторые успехи в плане творчества вида «задумал — написал», чисто интеллектуальным усилием, без вдохновения. Надеюсь когда-нибудь объединить эти два подхода: мне кажется, это было бы здорово.

24.Что тебе может быть интересно на литературном сайте, чего не хватает на «Зоне критики» и хотелось бы в принципе получить — теория литературы, общение, игры и конкурсы, новые интересные авторы, больше критики и отзывов.

«Зона критики» выглядит для меня маленькой тёплой компашкой, где все друг друга знают, где человеческий фактор превалирует. Это хорошо для поэтического кружка, но не для литературного сайта, мне кажется. В идеале бы хотелось много авторов разных стилей, разного уровня, разных взглядов на поэзию. Хорошо бы, чтобы было несколько разных параллельно идущих конкурсов и игр, больше движения. Но фактически это всё только вопрос количества пользователей, наверно. Только не надо «именитых и маститых», как на многих занудных литсайтах, ни в коем случае! То, что мы тут все равны — это большой плюс. Так что «Зоне», на мой взгляд, просто надо закономерно расти и расширяться.

Ну, и к вопросу, чего мне не хватает: я пристрастилась за последний год к конкурсам-двухчасовикам, и мне немного не хватает на «Зоне» каких-нибудь регулярных краткосрочных конкурсов, где на написание работы даётся пусть не два часа, но 1-2 дня всего, и на голосование примерно столько же.

Дорогие Зоновцы) Эризн можно задавать вопросы) Автор лучшего вопроса получит 300 баллов рейтинга.

Будет интересно узнать, какой ответ вам больше всего запомнился.

+7
22:10
500
RSS
05:25
+4

Очень интересно, но я сегодня/завтра работаю, поэтому немного некогда…

Но, тем не менее, вопрос:

— Какое самое яркое и тёплое воспоминание из детства?

11:44
+2

Ох, как трудно выбрать! Моё детство полным-полно ярких и тёплых воспоминаний… Ну, пусть будет это. Один раз мы всей большой семьёй (трое детей и шестеро взрослых) поехали на пикник за город. Не помню, сколько мне лет тогда было — может, 8, а может, и 12… Там был лес — не лес (близ Ташкента вообще лесов как таковых нет), а просто какой-то водоём с зелёной рощей вокруг. И вот там, в роще, мы нашли громадные заросли ежевики и полезли туда вдвоём с папой, прямо в колючие кусты. Ежевика сопротивлялась, кололась и царапалась, но мы храбро сражались с ней и набрали почти целую литровую банку ягод. А мама по приезде домой сварила из них варенье. Это была одна из самых сладких побед моего детства!

08:38
+3

Ох, такое подробное интервью, что вот прям даже и не знаешь чего спросить )))

Ну, давай со стандартных начнем:

1. Любимый цвет.

2. Отношение к религии.

3. Отношение к внешнему миру (что представляет мир вокруг? например: мир — это борьба за выживание, мир — это источник вдохновения и т.д.)

4. Планируешь ли свое будущее и если да, то кем себя видишь через 10-20 лет?

5. Часто ли раскаиваешься о чем-то прошлом или о своих поступках?

12:20
+3

Спасибо, классные вопросы. Начну по порядку.

1. Любимый цвет — чёрный. И по виду, и по концепции своей. Абсолютно чёрное тело и т.п. ))

2. Религию как веру уважаю как нечто глубоко личное, необсуждаемое. Про себя скажу только, что женщине с детьми было бы очень трудно быть неверующей; столько вещей в мире, которые не можешь изменить, столько страхов перед ними, что душа отчаянно хочет зацепиться за какой-то высший смысл, так что во что-то такое я верю. А если брать религию в обрядово-регламентном плане (не стану говорить про Библию, которую, признаться, пока не читала, но вот Коран значительной частью состоит из правил: «в такой-то ситуации делай так») — то это в моём понимании что-то вроде руководства «Мораль для чайников», то есть подсказка, как правильно поступать с точки зрения морали, для тех, у кого это вот внутреннее чувство морали ещё не сформировалось, а также подсказка, что делать, в тех случаях, когда немудрено растеряться (когда умирает близкий человек, к примеру). Это само по себе очень неплохо и полезно, но надо всегда держать в памяти, что даже Корану уже под полторы тысячи лет, другим религиозным источникам и того больше, а мир меняется, и старые правила в новых реалиях не всегда разумно использовать.

3. Мир — это узор, в который каждый вплетает ниточку своей жизни сообразно своим представлениям о том, какой узор это должен быть. Местами получаются красивые фрагменты, местами — полный хаос, а местами даже дырки…

4. Пока, признаться, глобальных планов у меня нет. Жизнь, как оказалось, способна резко меняться, и когда напланированная «эта другая реальность летит к чертям» — весьма неприятно и дезориентирующе выходит. Поэтому есть отдельные маленькие цели, надежды, мечты. Мечтаю преподавателем стать. Мечтаю писать стихи на немецком. Мечтаю продолжать в хоре петь. Мечтаю побывать на Камчатке. Ну и вот как-то так по мелочам.

5. Есть, конечно, немногие вещи, о которых я жалею. Но я стараюсь их не вспоминать зря, потому что толку от этого никакого. Вернуться и сделать как-то по-другому уже невозможно, а жить надо здесь и сейчас.

12:43
+2

Аха, спасибо, идем дальше ))

6. Любимое блюдо

7. Хочешь ли что бы дочки стали похожими на тебя?

8. Если выбирать любую страну или город проживания, что бы ты выбрала?

9. Как ты себя чувствуешь в современном мире? Может хочется в другую эпоху?

10. Стихи для тебя закономерность или случайность? Может вместо стихов ты смогла бы быть музыкантом (певицей), дизайнером и т.д.

15:11
+2

6. Из того, что я сама готовлю, или вообще? ))

Баклажанную икру люблю, могу есть в немыслимых количествах. А так в целом к еде довольно равнодушна, а ещё очень многие продукты вообще не ем. Ну и, безусловно, сладости обожаю — это ж не еда

7. Конечно, хочу! Только вот не хочу, чтобы они совсем одинаковыми были. Так что пусть обе на меня будут в основном похожи, но каждая со своими неповторимыми чертами.

8. Ох… Вот в Роттердаме я бы пожила. И голландский бы выучила, фигня вопрос )

9. Часто бывает ощущение, что нынешний мир чуточку слишком быстрый для меня и что в двадцатом веке (не в начале, конечно, а где-то во времена моих родителей) я бы реализовала себя лучше. Хотя вот здесь, в Швейцарии, жизнь ощутимо медленнее идёт, консерваторов много, я среди них себя не такой дремучей чувствую.

10. Уверена, что закономерность. Это где-то в ДНК заложено. Вот художник из меня бы не вышел, хоть убейся. А стихи стали получаться сами собой.

18:27
+1

6. Опередила, хотел потом спросить «а готовишь ли сама» ))) Так готовишь? Эри-кулинар?

9. Я иногда замечаю, что люди не из больших городов более размеренны, менее суетливы, хотя может и ошибаюсь. Но наверное в небольших городах жизнь течет иначе (если нет интернета) ))

Спасибо, идем дальше, чуть сложнее:

11. Насколько ты уживчива? Люди вокруг должны принять тебя такой какая ты есть или все же ты становишься другой в новой обстановке?

12. Вопрос национальной идентификации для тебя важен? Как то раз спросил знакомую из Казани кем она будет себя считать, если Татарстан заявит о независимости, она сказала — россиянкой. И важно ли что бы твои дети знали о своих корнях?

13. Как тебе легче воспринимать информацию? Визуально, тактильно, на слух, эмоционально?

14. Какое место в Ташкенте тебе больше всего нравилось?

15. Сколько языков знаешь?

18:41
+1

Разумеется, готовлю )) Уже лет 15 опыта у меня точно есть. Ужасно не люблю всякие полуфабрикаты и использую только в крайних случаях, а так постоянно готовлю сама. Общепит в Швейцарии вообще неподъёмный по ценам…



11. Я обычно поначалу подстраиваюсь под обстановку, для меня это всегда легко. Но чем теснее круг, тем сильнее и скорее выплывает местами изначальная Эри. Общий результат получается где-то 50/50 чаще всего: наполовину воспринятое из обстановки, наполовину — своё неизменяемое.

12. У меня этой национальной идентификации, похоже, вообще нет. Этнически я татарка (при этом ни языка, ни культуры не знаю от слова совсем), по родному языку — русская (сюда мощным плюсом все прочитанные книги, петые мамой в детстве колыбельные, просмотренные мультики и фильмы и т.п.), социокультурно скорее узбечка (среда, традиции, менталитет, обычаи), живу теперь вот в Швейцарии… Вот кем мне себя считать? Не знаю. У детей всё ещё сложнее будет, я чувствую.

Остальные позже отвечу, сейчас дети от компа отрывают

19:16
+1

Оу, далеко не разумеется )) я знаю довольно взрослых дамочек, которые только на колбасе да сосисках живут )))

11. Как думаешь, делает ли это тебя лучше, сильнее, богаче духовно?

12. А муж татарин?

19:53
+1

А, ну так я же ещё и из Ташкента! ))

11. Что за дурацкий вопрос? Ясное дело, делает! Зря, что ли, человек — социальное существо? Я бы сказала, это едва ли не единственный способ стать сильнее и богаче духовно.

12. Муж ровно такой же татарин, как и я )))

22:42
+2

13. А вот правда интересно… Не на слух точно: терпеть не могу по телефону разговаривать, потому что даже половина сказанного мне не доходит до мозга, кажется. Визуально — с этим лучше, но тут тоже полно оговорок: во-первых, зрение у меня так себе, а в мире я довольно долго без очков вполне хорошо ориентировалась; во-вторых, живопись, картинки, фото не особенно интересуют, графики и таблицы запоминаются хуже, чем, скажем, текстовые правила; в-третьих, информация, поданная в виде видеоролика, вообще всегда мимо, я их терпеть не могу. Так что не чистый визуал — это уж точно. Тактильно, в принципе, неплохо воспринимаю, наверно, но не всякую информацию таким образом можно воспринять. Так что у меня как-то через логику, через слово, через текст лучше всего идёт.

14. Перелопатила кучу своих папок с фотками и пол-интернета, кажется, но фото не нашла, так что дам ссылку на гугл-карты: это тут. Вот там у белого заборчика с синими шариками. Это возле Алайского базара, мост («надтуннелье»?). Обожала подолгу стоять там и смотреть вдоль улицы внизу — на машины, деревья, фонари, облака, дома… Собственно, в стихотворении «Сказать бы...» этот мост я и упоминала.

15. Английский и немецкий примерно одинаково где-то на среднем уровне; узбекский на уровне «понимаю почти всё, объясняюсь с трудом»; ещё когда-то начинала учить корейский, но после успешно пройденной первой ступени забросила, потому что группа не набралась, так что уже, наверно, и то, что знала, успела забыть. Это про человеческие языки. Кроме этого, знаю Паскаль, С/С++, SQL классический и чуточку php.

07:04
+2

Ясненько, спасибо )

14. ага, знаю это место, причем знал его еще когда там моста не было, а была автобусная остановка )))

08:48
+3

Спасибо за интересное интервью.

У меня такие вопросы:

1.Как ты познакомилась со своим мужем?

2.Какой характер у малышей?

3.Ты романтик?

4.Какие черты ценишь в мужчинах?

5.Если что-то не так в твоём окружении, тебе легче сказать правду, закатить скандал или терпеть и молчать?

15:02
+2

Спасибо, вопросы очень нравятся, сейчас поотвечаю ))

1. Тут всё просто, мы в универе вместе учились. Тогда, на первом курсе, что-то не сложилось в силу юного возраста, но из виду друг друга, можно сказать, почти не теряли. Через пару лет после окончания универа до нас дошло, наконец, что мы созданы друг для друга

2. Старшая с младенчества очень осторожная, осмотрительная, основательная, перфекционистка, задумчивая, необщительная, спокойная. Видимо, папина дочка. Младшая — любопытная, сообразительная, болтливая, с хорошей памятью и любит петь. Эта в меня пошла, явно

3. О да. Есть во мне что-то от Дона Кихота. Если в жизни мало ярких моментов, я их себе выдумываю…

4. Ну, здесь всё очень обычно. Больше всего ценю в мужчинах честь — умение держать слово, нести ответственность за себя и за зависимых слабых. Ну, про самостоятельность и независимость не упоминаю — мы же о мужчинах говорим, а не о вечных детях, правда? Ещё ценю умение красиво говорить — но жизнь научила ни в коем случае не ставить это качество на первое место.

5. Оххх, вот с этим сложно. Я отчаянно стараюсь терпеть и молчать, но у меня это крайне редко выходит Скандал устроить, конечно, гораздо легче. Благо, жизнь мне не так много конфликтных ситуаций подсовывает, а в семье вообще мир и лад практически всегда, хотя изредка на старшую дочку всё-таки ору, и мне потом стыдно.

14:16
+2

Эри, а есть запись хора, что вы поёте? Аудио или видео.

14:29
+2

Есть видео, но там почти час длиной, поделюсь, если интересно.

14:30
+2

класс)) интересно послушать)

18:33
+1

Прикольно, никогда не слышал )) А почему на тебя повесили мишуру? )))

Сначала, что-то такое григорианское, а потом уже и повеселее ))

18:44
+1

Никогда не слышал, потому что хор собрался-то прошлым летом только и выступает пока только «для своих».

Мишуру я сама на себя повесила Рождественский концерт как-никак. И песни нам руководитель подбирала тоже по тематике Рождества, поэтому в основном церковные всякие. На эти весну-лето мы классную подборку готовили, эх… Коронавирус всё перечеркнул.

19:12
+2

Не-не-не, я про такое собрание вообще ) Иногда вижу в фильмах конечно, но что бы вот так, реально еще ни разу не видел ))

17:58
+2

Что после смерти?

18:11
+2

Вероятнее всего, ничего. И это настолько грустно, что хочется верить хоть во что-нибудь…

18:15
+2

Я просто подумал, что можно спросить у восставшей.Решил, что пережила какую-то духовную смерть

18:19
+2

А, в этом плане — да. Это больше похоже на смену времён года. Закон отрицания отрицания. И после зимы всегда приходит весна. Несколько раз приходилось «собирать себя по кусочкам» в духовном плане, и почти уверена, что это будет ещё не раз.

18:33
+3

Ну вот, что бы мог подумать, что три человека из Таша соберутся в одном месте ))

20:40
+3

Вопросы.

1. Умеешь ездить на велосипеде?

2. Твой идеальный выходной?

3. Каких животных любишь?

Пока всё…

23:06
+2

1. В детстве, лет до 11, ездила. Говорят, этот навык не забывается, но на взрослом велосипеде ещё никогда не пробовала ездить. Уже который год собираюсь купить себе велосипед и начать ездить, но пока не складывается, ведь я никуда не выхожу из дома без детей, а двоих на велосипед не усадишь…

2. Ох… даже не знаю В последнее время всё чаще закрадывается мысль, что идеальным был бы выходной, чтобы дети куда-нибудь делись с раннего утра до позднего вечера, а я в первый раз за много лет сделала генеральную уборку.

3. Если ты имеешь в виду, каких животных люблю посмотреть в зоопарке, скажем — то я фанат змей. Ну, а если дома держать — очень хотела бы кошку, сейчас вот как раз собираюсь завести, ищу, но пока безуспешно.

07:32
+2

Спасибо за ответы…

23:32
+3

Что для тебя творчество: «отдушина» от бытовухи; способ занять голову, разминка; нечто серьёзное, в чём хотелось бы достичь признания или хотя бы понимания, что «это» — не просто «баловство»?

23:40
+3

Аутопсихотерапия в первую очередь. Стихи помогают раскладывать хаос в голове по полочкам, направлять в желаемое русло поток своих эмоций, воздействовать на собственное сознание со стороны.

13:14
+3

Стихи приходят сами обычно, как я понял? А были попытки настроиться на творческий процесс, сочинить что-то запланированное не ради конкурса или «на слабо», а для себя, чтобы выразить какую-то терзавшую когда-то мысль или давние эмоции?

13:36
+4

Нет, так пока не получается. Пока вот две крайности: либо само собой, либо «на слабо». Надеюсь, когда во втором варианте «набью руку», то промежуточный вариант тоже будет получаться.

13:19
+2

Эри, у меня дурацкий вопрос. Скажи, почему чтобы что-то написать нужна боль? Зачем нужен этот разрыв шаблона, метания до душевной агонии. И потом это словесное обнажение — как освобождение.

14:19
+3

«Зачем?» — это, наверно, и вправду не тот вопрос. Вот«почему?» здесь вполне себе к месту. Первый закон диалектики утверждает, что в основе любого развития, любого движения, любого становления лежит борьба противоположностей. Борьба — это почти всегда боль в том или ином виде. Второй закон диалектики говорит, количественные изменения приводят к качественным. То есть для того, чтобы свершился переход от стихийных эмоций к стихотворению, должно накопиться достаточно неразрешимых противоречий, то есть нужен определённый объём всей этой борьбы, этой боли. Именно тогда происходит переход душевного состояния от метаний снова к освобождению — по третьему закону диалектики. А стихотворение и появляется в результате этого перехода. А потом противоречия снова потихоньку начинают накапливаться — для следующего творческого акта.

По крайней мере, лично я это так понимаю

14:26
+3

Очень круто сказала! Люблю когда препарируют творческие процессы.

Добавлю классику: Блюз — это когда хорошему человеку плохо.

16:29
+2

У меня вопросов нет (точнее, они могут быть, но просто маленько некада мне), но всё что я прочла здесь (наконец-то), всё нравится! Мне импонирует такая личность! Интересные вопросы и ответы! Класс!!! Балдёжное интервью!

16:33
+3

Спасибо! Рада знакомству ^_^

13:40
+4

Мальчишки и девчонки, у кого еще есть вопросы к Эри — поторапливаемся! В следующий раз у нее может не быть такого хорошего настроения )))

19:24
+4

Виталик, ты будешь что-то спрашивать или можно закругляться?)

15:01
+2

Эри, выбери, пожалуйста, какой вопрос тебе показался самым интересным.

15:31
+2

Очень многие вопросы понравились, но самый интересный и заставивший задуматься — пожалуй, вопрос Пантероса про способ восприятия информации. До сих пор голову ломаю, хоть и ответила уже )))

01:02
+1

Эри нарасхват)

Загрузка...