Угольники и человеки 1 кусок

Угольники и человеки 1 кусок
эксклюзивность::
Уже размещалось ранее на других сайтах
уровень критики:
Огонь (критика без ограничений)
Пояснение:
Играл в конкурсике, занял там 4 место, и пробился в какой-то сомнительный ебук-сборник. Но, вообще, на том конкурсике он был самый крутой, 100 процентов)) Один из немногих рассказов, за которые мне почти не стыдно. По крайней мере, сейчас. Что не мешает ему быть сыроватым. Любые замечания, критика и бла бла.
А и да, довольно сильно может протащить по эмоциям, причём негативным. Так что на всякий случай - особо впечатлительным перед прочтением запастись Лесной травой в соседнем посте.

 

Угольники и человеки

*****

Вечерело. Возле неуклюжей избушки с забеленными неровными стенами на кривой лавочке сидели старик и девочка. Малышка внимательно слушала дедушку, всё сильнее сцепляя ручонки в замок. Старик говорил выразительно, с чувством, а лёгкая сиплость голоса придавала его истории жутковатый оттенок. Никто кроме внучки не разговаривал с ним подолгу, поэтому, рассказывая разные небылицы ей, он старался быть таким обаятельным, каким только мог.

- Угольники живут в погоревших деревнях. Тела у них длинные и худые. На ощупь – твёрдые. Ногтей у них нет, но пальцы острые, как деревянные коряги. И вместо волос – чёрные колючки. Глаза постоянно выпученные, не моргающие. И рот широкий, никогда не закрывается. Они часто бродят среди людей, учатся у нас быту, смотрят, чем скотину кормить, да как правильно землю пахать. Перенимают наши обычаи, хотят быть как мы.

-И даже в нашей деревне они ходят? – испуганно спросила девочка.

- Это конечно. Из печек и из костров незаметно наблюдают. Или под землёй сидят – слушают. Но ты их не бойся. Они не злые. Только страшные.

- А ты их видел, дедушка?

-Бывало. Главное с огнём не баловаться – вот этого они не любят.

Мимо прошла вереница гусей. Их белые тела выделялись среди синих сумерек. За лавочкой зажегся свет в окошке, послышались уютные звуки домашней суеты.

Соседка проходила мимо и остановилась возле забора из рассохшихся, покрытых растрескавшейся зелёной краской досок. Ограда едва доставала ей до пояса.

-Хватит пугать девчонку! Не уснет ведь потом! Деточка, ты не слушай этого старого дурака.

Дед схватил лакированную палку с гнутым набалдашником, что стояла, опираясь об лавку, и погрозил незваной гостье:

-Иди куда шла!

- Идите-идите, тётенька, - серьёзно сказала девочка, усилив слова жестом.

Соседка надменно усмехнулась и ушла.

 - Дедушка, а что мне делать, если придёт ко мне угольник? Как его прогнать?

-А ты с огнём не играйся, он к тебе и не придёт.

-А вдруг придёт?

-Не придёт, Анютка, не придёт.

Над их головами распахнулось окно, и из него высунулась бабушка. Один глаз у неё был затянут бельмом, а на носу, словно паук, притаилась большая страшная родинка.

-Давайте в дом, ужин стынет.

*****

 В темноте белый потолок выглядел жутко, пугал. Было слышно только дыхание Ани – размеренное и лёгкое – и редкий хруст дров в печи, что стояла в правом от кровати углу. Люстра, собранная из многочисленных хрустальных ромбиков висела недвижимо. Весь день она звенела от сквозняка и случайных прикосновений, а сейчас молчала. Измотанное бессонницей сознание всюду видело лица: в рисунке обоев, на складках бело-голубой скатерти на столе и в одежде на спинке стула, в силуэтах мебели, в черноте ночи за окном. В двух метрах напротив кровати стоял сундук с родительскими вещами, а на нём засохший букетик в гранённом стакане и портреты. Казалось, что они ожили, спустились призраками и укоризненно смотрят на непутёвого зятя.

 Андрей силился заснуть, считал овец, укутывался в одеяло, как улитка в ракушку, но тревожное предвкушение не давало расслабиться.

Аня перевернулась на спину, и Андрей вздрогнул. Сквозь одеяло холмом возвышался беременный живот, а руки ровно легли вдоль тела. Она начала задыхаться. Исхудавшее, измученное лицо исказилось гримасой боли. «Сейчас начнётся. Опять» - подумал Андрей и свернулся возле жены, стараясь закрыть уши складками одеяла. Он прятался, как прячутся от родителей обиженные дети.

Аня завыла нечеловеческим голосом. Затянула протяжное то ли «у», то ли «о». От воя шея девушки напрягалась так, что стала почти вдвое больше и на ней проступили жилы.  Андрей зажмурился и сжал челюсти до скрипа. Он пытался разбудить её в предыдущие ночи, но чтобы он не делал – она не просыпалась. Даже на ледяную воду не реагировала.  Оставалось терпеть. Ближе к утру она замолкала и при пробуждении ничего не помнила.

 

 

+5
15:00
182
RSS
15:35
+3

я сразу плюс поставлю)) позже перечитаю, хотя хорошо его помню

15:42
+1

притаилась большая страшная родинка.
Это же бородавка! Не родинка!

редкий хруст дров в печи, что стояла в правом от кровати углу.


Нелогичность! Печи делают на кухнях, в коридорах иногда — в домах… Не в комнатах, где спят. В спальнях, только стены печи, куда тепло приходит. Не могла слышать хруст дров… Если только, ещё не заснула…



Выразительно написано!

. Измотанное бессонницей сознание всюду видело лица: в рисунке обоев, на складках бело-голубой скатерти на столе и в одежде на спинке стула, в силуэтах мебели, в черноте ночи за окном. В двух метрах напротив кровати стоял сундук с родительскими вещами, а на нём засохший букетик в гранённом стакане и портреты.


Мне иногда кажется, что такое видит каждый ребёнок.



Концовка рассказа напрягла… У неё что, сатана родится?

15:48
+2

Это же бородавка! Не родинка!


Ты мало видала родинок, видимо. ))



Нелогичность! Печи делают на кухнях, в коридорах иногда — в домах… Не в комнатах, где спят. В спальнях, только стены печи, куда тепло приходит. Не могла слышать хруст дров… Если только, ещё не заснула…




Да ладно. Я не раз и не два спал в комнате с печью. Потому не принимается.



Концовка рассказа напрягла…




Это не концовка. Это ж первый кусок. Вы тут ленивые и 30к сразу никто читать не будет. Так что, то ли ещё будет...

15:50
+2

Неправильная печь) А родинки большими не бывают… Либо бородавка, либо папиллома!

Кста, бородавка — вкуснее читается, имхо. Раз уж негатив добрый сеять)

15:52
+3

Не концовка? Ура!) Вот, и напряжение спало)

Спойлер

15:47
+1
02:50
+1

Как тебе моя мхатовская пауза?

05:03
+1

Интригует…

13:23
+3

Чего-то с пояснением не понял ничего )) На мой взгляд «чесать нужно», попробую первый абзац:

«Вечерело [с чем это связано? атмосферы одно слово не придает, в сюжет не вписывается, поэтому хочется расширить это обозначение времени суток сделав его оправданным]. Возле неуклюжей избушки[одно из из значений „неловкий в движения“, мне кажется неуклюжий не очень применимо к избушке, уж лучше банально ветхой] с забеленными неровными стенами[тогда это даже и не избушка, т.к. в этом случае ассоциативно представляешь деревянную постройку] на кривой лавочке сидели старик и девочка [опять таки, оправданность „кривой лавочки“? Если они скажем будут сидеть как-то по особенному, вроде по разные стороны лавочки как качели или „неудобно“]. Малышка[почему именно малышка? можно здесь сразу имя обозначить, как бы „Анюта, а именно так звали девочку“] внимательно слушала дедушку [дедушка и старик несколько разные понятия, хотя и не взаимоисключающие. Мобыть лучше, если о их родстве речь пойдет сразу?], всё сильнее сцепляя ручонки в замок [от чего? от холода, от страха?]. Старик говорил выразительно [как будто стихотворение читает ))], с чувством, а лёгкая сиплость голоса придавала его истории[говорил и рассказывал, снова не точность в определениях] жутковатый оттенок. Никто кроме внучки не разговаривал с ним подолгу [почему? Его боялись, его игнорировали?], поэтому, рассказывая разные небылицы ей, он старался быть таким обаятельным, каким только мог [при этом рассказывал страшилки ))].

Вообще начало интересное, только резкий перепад от девочки-внучки, до воющей по ночам беременной жены сбивает с толка.

В качестве пожеланий: Может добавить немного сказительности вначале, это придаст некую древность. Хочется более точных и оправданных деталей для атмосферности.

14:55
+2

«Вечерело [с чем это связано?


Вечер настал)))

18:30
+2

Понимаешь, законченная композиция это когда ни добавить ни отнять нельзя, все на своем месте и все как нужно. Если скажем вместо «вечерело» будет написано «Был полдень», то как изменится смысл всего остального? да никак, поэтому мне кажется выбор случаен. Другое дело, если будет влиять на сюжет или хотя бы создавать атмосферу, я полагаю объем это позволит сделать.

18:34
+1

А как же описанные далее моменты — -Хватит пугать девчонку! Не уснет ведь потом!



И как после? — «Был полдень......(..). Не уснёт же потом?

02:48
+1

Если скажем вместо «вечерело» будет написано «Был полдень», то как изменится смысл всего остального? да никак, поэтому мне кажется выбор случаен


А мне кажется, что изменится. И достаточно серьёзно. В полдень и вечер уже совсем разная атмосфера, нет?



Другое дело, если будет влиять на сюжет или хотя бы создавать атмосферу, я полагаю объем это позволит сделать.


Не. Время суток в начальной сцене должно влиять на сюжет? Да ладно, серьёзно? Может ещё стоит сразу описать тогда все антропоморфические характеристики всех персонажей и чтобы это тоже влияло на сюжет и атмосферу? И геологический анализ земли в месте действия ведь тоже важен, правда? Роза ветров. История селения с древнейших времён. Генетика населения. Спектральный анализ материалов, из которых изготовлены предметы вокруг.

Простите, не удержался, но придирки что-то уж настолько суровы, что аж смешны.

Кстати, повторюсь, «вечерело» на мой взгляд играет роль в атмосфере рассказа. Как и покошенная лавочка. И всё-всё-всё.

08:51
+2

В полдень и вечер уже совсем разная атмосфера, нет?
Все верно, я то же за «Вечерело», однако хочется более развернутого погружения.

Если рассказ короткий, скажем до 10-20 кило, то такое вполне оправдано, но если он предполагается длинным, то мне как читателю хочется подготовиться и пропитаться сюжетом и атмосферой.

Простите, не удержался, но придирки что-то уж настолько суровы, что аж смешны.
Не, если не нужно я могу игнорировать. Это не придирки, хотел показать как я воспринял кусочек в шкуре читателя.

02:37
+1

Сорри — но таких придирок я ещё никогда не видал. Так можно к любому слову придраться) ОТвечать на каждую придирку я не буду, потому что они обусловлены личным восприятием, а не какими-то объективными ошибками.



Отвечу так: я себе придумываю конкретную сцену. «Оживляю» её в воображении. Вхожу в неё, оглядываюсь и описываю то, что вижу. Я логически каждую деталь не просчитываю. Иначе текст получается механический и мёртвый.

08:53
+2

Иначе текст получается механический и мёртвый.
О, ты это Николаю Васильевичу расскажи с описанием кулинарных изысков или Михаилу Афанасьевичу с прорисовкой характера персонажа ))

13:45
+1

О, ты это Николаю Васильевичу расскажи с описанием кулинарных изысков или Михаилу Афанасьевичу с прорисовкой характера персонажа


И что сильно оно там влияло на сюжет? Раньше манера такая писать была. В том же «Портрете Дориана Грея» страниц на 200 описаний увлечений главгероя, которые можно смело пропустить. Какие он там камни и ковры персидские собирал.

18:31
+2

Если мы их до сих пор помним и знаем, то конечно, все в совокупности в том числе и прорисовка сцен. Здесь не имеет значение раньше или современно, значение в том, как читатель воспринимает то, что читает.

14:06
+1

то конечно, все в совокупности в том числе и прорисовка сцен


не согласен в корне.

12:39
+3

Начало интересное и затягивает. Серьёзных косяков не увидел. Отметил пару мелочей, чисто на подумать:



палка стояла опираясь об лавку — не нра



редкий хруст дров — потрескивание чем плохо? тем более в следующей строке опять хруст.



в рисунке обоев, на складках бело-голубой скатерти на столе и в одежде на спинке стула



Казалось, что они ожили, спустились призраками и укоризненно смотрят на непутёвого зятя. — зачем переход времени?



укутывался в одеяло, как улитка в ракушку — мож укутывался в одеяло, напоминая улитку в ракушке? а то укутывался как улитка немного не того.



Сквозь одеяло холмом возвышался беременный живот — сквозь одеяло? дырка в одеяле чтоль?



а руки ровно легли вдоль тела. — уж лучше лежали тогда.

12:47

Выскажусь немного©непрозаик.

потрескивание


Настроение и тематика текста, думаю, не требуют этой романтичности.

палка стояла опираясь об лавку


Если она так стояла, то нравится тебе или нет, разве это имеет значение?

Казалось, что они ожили, спустились призраками и укоризненно смотрят на непутёвого зятя. — зачем переход времени?


Это реальность! Уверяю! С тобой уже обсуждали…

мож укутывался в одеяло, напоминая улитку в ракушке?


Вит, ты своим прагматизмом и прямотой, вот, прям, советом испортил то, куда не следует входить, не зная чужого кода (Мистрыч, кста, сказала)

Сквозь одеяло холмом возвышался беременный живот — сквозь одеяло?


Логично — не верно. Но, образно… Именно, сквозь… Тут, автор подумает)

Я прочитала нормально… Сквозь… Это когда живот торчит, и его больше заметно, чем одеяло.

13:44
+2

Подумаю над косячками. Спасибо

17:43
+2

— «забеленными» — это изнутри или снаружи? Ветром и солнцем или человеком (тогда «побеленные»)?

— «все сильнее» предполагает предварительное упоминание о положении рук

— «сиплый голос» и обаяние не стыкуются

бродят среди людей, учатся у нас быту,
лучше продолжать о людях в 3 лице («у них», «их обычаи»)

— «среди» лучше заменить «в сумерках» — гуси в сумерках не ходят, а уже спят(если, конечно, это не специальные, волшебные)

— если соседка проходила мимо, она останавливалась, чтоб вслушаться в то, что рассказывает старик или догадалась по прежним случаям, что история страшная?

— палка не может опираться, она может быть приставлена к лавке



Сама идея понравилась.

14:11

— «забеленными» — это изнутри или снаружи? Ветром и солнцем или человеком (тогда «побеленные»)?


Прям действительно так не понятно было? Подумаю.



«все сильнее» предполагает предварительное упоминание о положении рук


Сомнительно



лучше продолжать о людях в 3 лице («у них», «их обычаи»)


Сомнительно



«среди» лучше заменить «в сумерках» — гуси в сумерках не ходят, а уже спят(если, конечно, это не специальные, волшебные)


Эммм. Я видел как гуси в сумерках как-раз отправляются спать. Но ещё не спят. Я бывал в деревнях из параллельной реальности?



если соседка проходила мимо, она останавливалась, чтоб вслушаться в то, что рассказывает старик или догадалась по прежним случаям, что история страшная?


Так ли это важно? Пусть один читатель решит так. Другой — эдак.



палка не может опираться, она может быть приставлена к лавке


Подумаю



Спасибо!

10:58
+3

В первом диалоге я не увидела деда, который соскучился по разговорам и «обаятельно» разговаривает с ребенком. Диалог этот выглядит картонным описательством угольников, а описательство это должно ожить и заиграть в устах совершенно конкретного деда.



он старался быть таким обаятельным, каким только мог.



— Угольники, внученька, живут в погоревших деревнях. Худые они, длинные, как хворостины, но на ощупь – кремень! Пальцы острые, как шилья, а вот ногтей нету. Вместо волос у них – чёрные колючки по всей голове. Глаза выпученные да не моргают. И рот широ-о-окий! Никогда не закрывается. Бродят они тут среди нас, учатся быту нашему, смотрят, как за скотиной ухаживать, как бабки коров доят да как мужики землю пашут. Обычаи наши перенимают, внученька, как мы. быть хотят.




А вот дальше диалоги уже нормальные, живенькие

14:07
+1

Твой варик по-лучше) Подумаю. Спасиб

Загрузка...